Мастера новгородские: Иван Коржуев. Живи и пой, гармонь. Продолжение

Как вы думаете, если музыкальный инструмент не строит (фальшивит), в чём неисправность?
Даже не гадайте, таких существует более 90. А всего до 190 различных неполадок в гармони знает и может исправить Иван Николаевич Коржуев – мастер по реставрации и восстановлению гармоней, гармонист, автор исследовательских трудов о народной культуре, основатель новгородского «Клуба гармонистов».

Начало рассказа об Иване Коржуеве, о том, как он возвращает к жизни гармони, баяны, аккордеоны, читайте здесь. Сегодня – речь об уникальных инструментах из коллекции мастера.

Еще работая в музыкальном училище, где на его попечении были все инструменты народного и духового оркестров, Иван Николаевич решил искать раритеты, сделанные мастерами, инструменты с хорошим звуком.

Когда-то ему посчастливилось услышать скрипку Амати, он помнит, как звучит Царь-колокол и, будучи в своё время радиолюбителем, знает, как звучит космос:

– И у каждого инструмента свой характер, свой вариант тембра. У старинных  гармоней бывает сочетание пониженных и повышенных звуков, которое даёт тонкое своеобразие: душа под такой инструмент болеет, тает…

Кто-то отдаёт Ивану Николаевичу гармони даром за ненадобностью, кто-то продаёт за небольшие деньги. А какие-то инструменты мастер купил в своё время совсем недёшево – как, например, один из баянов. Звук у него мягкий, прямо душевный – всё из-за концертных деревянных резонаторов, поставленных на кожу, которые Иван Николаевич восстановил и теперь играет на баяне сам.

Баяны

Есть в коллекции мастера старинный баян работы самого Петра Стерлигова, гармонь с палехской росписью, шуйская, кировская, тихвинская, татарская гармони, гармони саратовские с колокольчиками.

Старинная гармонь с инкрустированным корпусом приехала из Волгограда, вся залепленная липкой лентой, чтоб не развалилась. Ивану Николаевичу удалось её не только отреставрировать, но и сохранить весь декор.

Волгоградская

Саратовская

Еще одна гармонь с Волги сделана была вручную мастером Фёдором. Он трудился над ней 3 года, делал для себя, но вынужден был продать, когда у него сгорел дом. Это инструмент не только удивительной красоты и качества, он оснащён любопытными звуковыми «примочками» - свистками, чтоб под озорную плясовую гармонь могла подсвистывать.

DSC05597

В настоящий момент 2 гармони находятся у Ивана Николаевича в процессе реставрации, и ещё 15 гармоней стоят под настройку. Скрупулёзный труд требует от него высокой концентрации и зачастую связан с большим физическим напряжением и материальными затратами, поэтому помощь и поддержка жены Анны Фёдоровны для мастера бесценна.

Однако сейчас уже Иван Николаевич берётся не за все инструменты: смотрит на музыканта, будет ли играть, а также на сам инструмент – если он сделан мастерами, не может остаться равнодушным. Оживляет гармони, продлевает им срок эксплуатации, чтобы они ещё порадовали людей:

– Гармонь – это вещь народной музыкальной и духовной культуры. Это не только экспонат, на ней можно и нужно играть. В войну, если б не гармонь, женщины с ума бы сошли либо руки на себя наложили от горя.

С любой неполадкой в инструменте может справиться Иван Коржуев, а вот разрешить проблему с размещением богатейшей, собранной им коллекцией гармоней, баянов, аккордеонов, балалаек, гуслей ему самому не по силам.

В 2003 году по инициативе мастера на его малой родине – в Холме – был создан музей народной бытовой музыкальной культуры в местном Доме народного творчества. В течение 15 лет Иван Николаевич на своей машине возил туда пособия, инструменты. Многие из них мастер просто раздарил по всей области, чтобы люди играли, не забывали свои корни, но порядка 150 инструментов составляли экспозицию музея.

Музей в Холме 1

И вот год назад экспозицию разобрали, помещение приспособили под другие нужды Дома народного творчества, а инструменты складировали в кладовку.

Вывезти их Ивану Николаевичу совершенно некуда – в его квартире просто больше нет места, попытки мастера достучаться до Холмской администрации ничем не закончились, а без должных условий хранения и ухода инструменты погибнут.

Выход, в общем-то, есть: коллекцию очень хотят забрать в Белоруссию и Подмосковье, но Иван Коржуев, который родился, вырос и всю жизнь живёт на Новгородчине, всем сердцем желает оставить инструменты здесь.

Сейчас мы в очередной раз активно взялись развивать туризм, с 2009 года продвигается бренд «Великий Новгород – Родина России», – так где, как не у нас, сделать уникальный музей наших истинно народных инструментов – гармоней? Это, безусловно, будет интересно туристам. Это поможет попытаться вернуть интерес наших детей к нашей народной культуре.

Нужно только найти подходящее помещение: в Доме народного творчества, в колледже искусств в Кремле, в «Витославлицах»…

Наши традиции всё больше от нас ускользают и уходят в небытие. И это счастье, что есть ещё такие энтузиасты, такие мастера и носители традиционной культуры, как Иван Николаевич Коржуев!

DSC05606

Фото ныне закрытого музея в Холме предоставлено Иваном Коржуевым.
Остальные фото автора.