Пожар на Храмовой горе в Иерусалиме возбудил религиозные предрассудки

В рамках очередного столкновения сил Израиля с одной стороны и боевого крыла ХАМАС «Бригады Аль-Кассам» с другой загорелись деревья в районе мечети Аль-Акса, что стоит на Храмовой Горе, в Иерусалиме.

Стоит напомнить, что причиной столкновения с взаимным ракетным обстрелом стало решение Израильского суда о выселении нескольких палестинских семей из района Шейх Джаррах. После этого вердикта суда в городе начались акции протеста, которые в итоге переросли в вооруженное противостояние. Ну а потом и в ракетные обстрелы.

Стороны конфликта уже обменялись громкими заявлениями по поводу того, что «ответная реакция будут суровой». Каждая из сторон считает, что только отвечает на агрессию оппонента. И это, к сожалению, картина довольно характерная для палестино-израильских столкновений.

Но в данном случае отдельным инфоповодом стал пожар около мечети Аль-Акса, которая так или иначе имеет очень большое значение и для мусульман, и для иудеев, и для христиан.

Что касается мусульман, то Аль Акса, или «Отдалённая мечеть», является третей по значимости в исламе. Это место, куда архангел Гавриил доставил пророка Мухаммеда и откуда вознес его на небеса показать, насколько Всевышний велик: «Поистине, Он – Всеслышащий, Всевидящий!».

Но дело в том, что и у иудеев место, где стоит «Отдаленная мечеть» – весьма и весьма особое. Поскольку это Храмовая гора. То есть та локация, где был построен Первый, а затем и Второй Храм. В иудейской традиции Храм может быть только один. Синагоги по всему миру – это не храмы в традиционном смысле, а всего лишь «молельные дома». А вот Бог на Земле в этой традиции пребывает только в одном Храме. Который с 70-го года нашей эры разрушен.

С восстановлением Храма ряд иудейских богословов прямо связывает возвышение Израиля и более того – пришествие мошиаха. Идеального религиозно-политического лидера, «помазанника Божьего» последних времен. Свое царствование и помазание на царство мошиах должен получить именно в Храме.

Ну а вот по мнению многих христианских богословов, этот самый иудейский мошиах будет ничем иным как антихристом. Что, в общем, тоже ознаменует «последние времена», только с несколько иной позиции.

Например, о том, что в Храме будет помазан на царство именно антихрист (при этом не только на царство Израильское, но на Земное в принципе) писал Ипполит Римский, раннехристианский святой, живший примерно в 170-235 годах нашей эры: «восстановит также и он антихрист каменный храм в Иерусалиме».

Помимо прочего, с этим сюжетом традиционно связывают строки из Евангелия от Матфея: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет...».

Ну и в общем, когда загорелись деревья рядом с Отдаленной мечетью, а поначалу в СМИ вообще писали, что горит сама мечеть, в религиозных кругах сразу трех конфессий начался определенного рода ажиотаж. С мусульманами в целом все понятно, у них загорелась святыня. При этом связанная и с земной жизнью Пророка, и с откровениями, данными ему Аллахом.

Ряд иудеев тоже увидел в этом своего рода «откровение» и намек на то, что времена, когда Храм будет восстановлен, уже не за горами. Ну и некоторые христиане тоже, мягко говоря, насторожились.

Впрочем, если уж говорить про христианский Конец Света, а все эти волнения по поводу пожара в районе Аль Акса так или иначе связаны с этой темой, то стоит также напомнить, что про это событие говорит и Христос всё в том же Евангелии от Матфея: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». Что христианскими богословами практически однозначно трактуется как указание особо не увлекаться прогнозированием наступления «последних времен». Даже если кажется, что «все знаки явно указывают» на начало этих событий.

С другой стороны, никто не отменял и аллегорическое прочтение библейских текстов, особенно если они касаются Второго Пришествия и Конца Света. Потому что в свое время были и те, кто считал, что этот «новый храм» – это вообще, например, штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Ну и много разного прочего. Однако никакого помазания на царство «антихриста» там, насколько известно, в обозримом будущем не планируется.

Да и мечеть Аль Акса, как оказалось, не сгорела. Впрочем, даже если бы сгорела, то скорее всего восстанавливали бы на Храмовой горе именно мечеть, а не иудейский Храм. Понятно, что к вящему неудовольствию ортодоксальных иудеев, но Израиль – это светское государство, которое пытается блюсти хоть какой-то баланс в межконфессиональных отношениях. Получается, как мы видим, не всегда ровно. Но уж как получается.

А главное – за всем этим религиозным возбуждением не забывать, что, помимо угрозы разрушения культовых зданий, в районе конфликта уже есть человеческие жертвы. И вот это действительно печально уже здесь и сейчас, а не в туманной перспективе некоего «конца времён».

Фото: Reuters TV / Reuters