9 мая – портрет европейского реваншизма

Официальные Рига, Таллин и Вильнюс приложили максимум усилий, чтобы сорвать празднование 9 мая в Прибалтике. Многое у них получилось, но многое пока нет. Накануне праздника, 8-го числа, президент Латвии Левит Эгил сказал: «Мы поминаем жертв Второй мировой войны. Латвия не участвовала во Второй мировой войне, для нас это была чужая война. Наши ребята были призваны в армии обеих воюющих сторон, они воевали за чужие цели, в составе чужих армий» – такова типичная пропагандистская формулировка всех 30 с хвостиком лет прибалтийской «независимости».

Возможно, ребят Левита и тех, кто считает себя его ребятами, действительно призывали разные армии. Но моего деда Матвея Ковалёва не призывал никто. Он был железнодорожником в Даугавпилсе. Как и все железнодорожники в то время имел бронь. Сложил в 1944-ом, пошёл добровольцем и погиб под Ригой. Никто его никуда не призывал. Дед отлично умел отличать правду от чёрного и поступил по велению совести. Таких, как он, по всей Прибалтике сотни тысяч – сражавшихся в рядах Красной армии, партизанивших, работавших на Победу в тылу, всем сердцем ненавидевших снова торжествующий нацизм.

9 мая в Риге власти демонстративно закрыли прямой доступ к Памятнику Освободителям. Оказалось, гробы туда беспрепятственно носить можно, а цветы в память павших – нет. Было забавно и странно идти мимо выстроенных в ряд слева и справа полицейских. Им, правда, немного не хватало собак, длинных кожаных плащей и шмайсеров на груди. Некоторые, уверен, чувствовали себя неловко, что, впрочем, дело привычки.

Также странно было не лично возлагать цветы, а передавать их специально обученным людям. Они набирали букеты разных людей в огромные охапки. Выглядели разносчики вполне бодро. Конечно, ничего из этого не имело отношение к ковиду, как декларировала Рижская дума. Социальную дистанцию нужно и возможно регулировать, сделав специальный маршрут – вход с одной стороны, выход с другой, но нет – ребята из муниципальной полиции импровизировали по ходу пьесы. Полицейские накапливали людей в контролируемые очереди, что связано с эпидемиологической безопасностью словом никак. Уверен почти на 100%, если получится, они сейчас отыграют следующий фарс: всё пропало, все болеют и все умрут, мы уже тут наладили, и вот 9 мая, они позорят Латвию, не позволим, третья волна ковида в кумулятивной четвёртой степени, а давайте в профилактических целях скульптуру того, этого снесём на всякий случай и всем же лучше. Примерно так или что-то фрагментарное из перечисленного обязательно случится. В целом, наследникам Победы показали их место в сегодняшней Латвии. До четырёх утра, после того как полицейское оцепление сняли, волонтёры из общественной организации «9 мая.лв» бережно и аккуратно раскладывали сваленные друг на друга охапки принесённых рижанами цветов. Зачем сваливать цветы в охапках? Чтобы умалить, показать незначительность. Все демократические годы официальные власти сознательно занижают число приходящих к памятнику. Как сказал сегодня начальник Госполиции Латвии Арманд Рукс: «Нам нужно было приложить все усилия, чтобы рассеять толпу по парку Узварас (Победы) и его окрестностям, и мы это успешно сделали». Рассеять пришедших почтить память павших – главная цель руксов. Интересно, он из потомков полицаев или сам додумался?

Ровно это же происходило в Литве и Эстонии. В Вильнюсе на Антокольском кладбище составили протокол за вывешивание красного флага и ещё один выписали назвавшему полицейских фашистами.

В Таллине, где в 2007-ом реваншисты насильно убрали Бронзового солдата из центра, полицейские арестовали волонтеров из почетного караула. Позже отпустили, конфисковав военную форму. Во всех прибалтийских странах в современное законодательство имплементировали нормы, запрещающие публичное ношение «тоталитарной символики» – советской военной формы со знаками отличия в том числе. Теперь надругаться над памятью и Победой над фашизмом можно на абсолютно законных основаниях. 

9 мая отчётливо понимаешь – нет никакой разницы между теорией расового превосходства, лежавшей в основе нацизма, и сегодняшними утверждениями об исключительности «европейских демократических ценностей». Ценности сегодня и вчерашняя исключительность тождественны, обе растят диктатуру, репрессируют инакомыслящих. 9 мая 2021 года в Риге, Таллине, Вильнюсе сделали очередной шаг в этом направлении.

В ЛР много говорится о необходимости диалога между общинами и всё такое. Основная масса, 99% публикаций о 9 Мая в латышских мейнстрим медиа – это отчёты полиции о «рассеивании», «безопасности», «спокойствии», не пришей ни к чему ковиде, в строгой верноподданнической стилистике – наш народ как никогда до этого полюбил порки и унижение, беспрестанно просит добавки, а также сплошняком рассуждения о чужеродности нашего Праздника и нашей Победы их земле. Ни один латышский, как и литовский, как и эстонский политик местного «федерального уровня», не пришёл в этот день с цветами почтить память павших воинов. Людей, благодаря кому жив и здравствует лично он и его семья. Ни один не осмелился сказать слово Правды. В Берлине общественники вывесили точный плакат. Он сразу про Латвию, Литву, Эстонию, укатившего внезапно в Ватикан президента ЛР Левита, со лживых слов которого мы и начали эту статью. Он и про всех других активных европейских реваншистских итогов Второй мировой. И про трусость всех промолчавших.

И если вместо диалога у нас тут в Европе агрессия одних и трусость других, то, простите, в каком же обществе мы живем? Как верно назвать его? Каким словом? Где потомки тех латышей, литовцев, эстонцев, что беззаветно боролись с нацизмом? Им-то сегодня не стыдно? Где их голос? Я жду. А ещё этот плакат про всех российских реваншистов. Мне тут одна подружка московская попалась в ленте – победобесие, скорбь на лице, слёзы на песце, скучает по устрицам Бретани так, что не может спать, ночью в постели душит Мордор, одетый в модный латекс. Говорю, Регина, переезжай к нам, дорогуша. Обиделась. Пишет – заткнись, паскуда заграничная, чай мы в Рассее без таких сопливых разберёмся. Клан разнообразных регин, на последние свои миллионы поддерживающий жителей Донбасса, весьма обширен в РФ. И запах испускает сильный. Нет, отвечаю, Регина, не фига не твоя Рассея. Она такая же моя. Не разберёшься ты без меня. Как и Победа не твоя, не моя, наша. А если наша Победа не про тебя – велкам к левитам. Как показывает история рода человеческого, ревизия итогов прежней войны заканчивается новой. Впрочем, удивите меня. Буду только и очень рад. Показало это 9 Мая и ещё одну важную вещь – очень много на оккупированных реваншистами террриториях осталось наших людей. И они сейчас там находятся в беде разной степени тяжести.