Детский сад в России: советский концлагерь или бесплатная подготовка к полету в космос

В последнее время все чаще принято видеть признаки солдафонщины там, где ее и близко не было.

На одном прогрессивном образовательном портале вышел текст с манящим заголовком «Опыт детского сада мало где в будущем пригодится. Разве что в армии или тюрьме». Автор обозначила в нем четыре веских причины того, что садики, к которым мы привыкли сызмальства, только уродуют психику детей. И никакой пользы не приносят: социализации – ноль, развития – тоже, дисциплина никак не пригодится, зато перманентный стресс навсегда повредит голову малыша.

«Ваши Новости» объясняют, почему этот взгляд не имеет ничего общего с реальностью и имеет право на жизнь только в голове одного отдельно взятого инфантила.

Желание вывести из собственного неудачного опыта теорему или подвести под это научную базу с аргументами – весьма популярный сегодня прием. Меня гнобили в школе – значит, школа – это зло. Меня трясет от кричащих в самолете детей – виновата «токсичная» #яжемать. Не могу воспитать ребенка так, чтобы он не закатывал истерики во время похода в сад – пора прикрывать эти филиалы концлагерей с советскими родимыми пятнами (ранние подъемы, как на завод, железная дисциплина и подавление личности, что хорошего там может быть).

Удобно для популистской публицистики и репостов в прогрессивных пабликах. Но вредно для тех, кто только готовится пережить родительский опыт и может отнестись к подобным рекомендациям всерьез.

Начнем с матчасти.

К «рабской» советской системе детские сады имеют разве что диалектическое отношение. Ведь они – не производная СССР, а правопреемники заведений из утонченной царской России. Многим очень хочется видеть детский сад антуражем для романа Замятина «Мы», но это не так.

Первые в России детские сады – это привилегированное учреждение для обеспеченных людей 60-х годов XIX века. Бесплатный детский сад появился в 1866 году в Петербурге, и там обучали молитвам, читали Евангелие, учили рисовать, вышивать, развивали мелкую моторику, занимались аппликацией. Неплохая такая «тюрьма».

Теперь по пунктам.

1. «Детский сад дает режим и дисциплину. Но детям это не нужно» 

Странное утверждение. Детям не нужно знать, что засовывать два пальца в розетку – опасно, а днем нужно поспать, как советуют ЛЮБЫЕ врачи (и не только детям, но и профессиональным спортсменам)? Едва ли.

Тогда как дисциплина и режим могут быть не нужны? Все, практически все книги, посвященные ЗОЖ, сгонке лишнего веса, долголетию и прочим невероятно востребованным сегодня темам, основаны только на двух вещах – режиме и дисциплине питания.

Так что плохого, если ребенок с детства будет знать, что это такое, и постепенно (конечно, не за одну неделю!) будет приучаться к этому.

С утра надо покушать кашу, днем поспать, вечером не очень поздно ложиться спать. Что в этом плохого? Откуда еще ему может прийти такое знание? Когда малышей укладывают спать в саду – это вовсе не значит, что их хотят превратить в послушное стадо, которым «легче потом управлять».

Все куда проще: дневной сон невероятно полезен для здоровья – он укрепляет память, эмоциональную стабильность, повышает обучаемость и регулирует иммунный ответ организма. Только и всего. 

Что плохого в чувстве ответственности и дисциплине, которые прививают невероятно энергичному, неорганизованному и распираемому десятком идей ребенку, которому в будущем просто не прожить без осознания элементарных рамок поведения и важности отвечать за слова, уметь не опаздывать и проч.

Почти у каждого миллионера или творческого гения есть в запасе истории образцового раздолбайства. Но это всего лишь байки для создания объема и дополнительного обаяния личности. Любой успех основан на невероятной трудоспособности и САМОдисциплине – это когда уже воспитательницы и мамочки рядом нет, а утром на работу нужно подниматься самому.

Мысль о том, что ранние подъемы никому не нужны, мол, так было только на советских предприятиях, а теперь нет, обескураживает еще больше. Если ребенку повезет, и он не будет работать колумнистом, то ему ПРИДЕТСЯ рано вставать (как в садике и как в школе), чтобы приходить вовремя. И не только на завод или фабрику – в банках, ресторанах, на госслужбе, в авиакомпаниях и еще десятках других сфер трудоустройства смены начинаются крайне рано. Иногда на рассвете. Сотрудники колл-центра банка «Тинькофф» приходят на смену в шесть утра.

2. Детский сад не дает социализацию (и не учит работе в команде)

Вообще-то наоборот. Из домашней теплицы в саду ребенок перемещается в аквариум разнонаправленных рыбок, которые проплывают мимо друг друга, задевают, обходят и знакомятся. Это и есть модель жизни. В этом и есть суть садика. Дать ребенку тренировку перед большим полетом в макрокосмос, где каждый день он будет встречать людей разной степени адекватности, агрессивности и эмпатии.

Научиться или хотя бы отрепетировать, как себя вести в этих неожиданных обстоятельствах – и есть бесценный опыт. Который еще перед школой можно получить совершенно бесплатно. Или платно: в частном саду за несколько десятков тысяч рублей в месяц, где отношение к ребенку «совсем другое» (на самом деле нет).

Что касается работы в команде, то и эта опция включена. Если уметь пользоваться. Регулярные занятия (и спортивные, и творческие), где дети работают как в одиночку, так и поделившись на мини-группы, сеют зернышки понимания работы в коллективе – эти навыки ребенок будет оттачивать до конца жизни.

Жизнь в группе «Пчелка» или «Радуга» станет для малыша первым серьезным опытом адаптации. От «Маша и Таня за меня, Дима и Миша – за тебя» до «KPI отдела самый высокий в квартале, поэтому руководство решило поощрить вас премией».

Именно бок о бок с незнакомыми и не всегда приятными или понятными людьми ребенок начинает учиться взаимодействовать, уважая их свободу, а не только свой шкафчик. Что никак не получится, сидя дома в одиночной камере удушливой материнской любви.

3. Детский сад не развивает детей

Ошибочно и наивно полагать, что в детском саду (как и в школе) родителям ДОЛЖНЫ вырастить из маленького ребенка гения, выявив его уникальный дар и прокачав скиллы. Кто это сказал?

В каждом саду есть программа, в равной степени подтягивающая базовые элементы развития – память, воображение, мелкую моторику, навыки творчества, физическую культуру, эмоциональный интеллект и так далее. Но никто не гарантировал и не должен был гарантировать (и не сможет) невообразимый образовательный прорыв за несколько лет сразу после рождения. Это абсурд.

Развитие ребенка – и привилегия, и священная обязанность мамы и папы.

Их детьми никто не обязан заниматься так усердно, как хотелось бы родителям. Если не спихивать всё на педагогов, садик станет лучшей площадкой для отработки приобретенных умений. Старательные дети умеют бегло читать уже к трем годам, а то и раньше. И это, конечно, заслуга мамы и папы, а не воспитательницы, у которой каждый день дерутся, плачут или носятся сломя голову тридцать детей одновременно.

4. Детский сад – стресс

Расширим мысль: жизнь – боль.
И оспорить это никак не получится.

Невероятно, но факт. После садика будет школа с журналом учета оценок, жестким сводом правил поведения и запретом на минутное опоздание. Затем – институт, откуда отчисляют за проваленные зачеты и экзамены. Потом – обычно до конца жизни – работа, где начальник требует результата и проверяет качество работы каждый день. Иногда не стесняется в выражениях и сравнениях. Предъявляет претензии. Коллеги строят интриги и козни, а еще жалуются на жизнь и подставляют.

Затем – пенсия и бесконечные походы по казенным инстанциям, где нужно требовать, требовать, требовать, проверять счетчики и добиваться направления в больницу. Именно так крутится колесо бытия, а не как в песне Басты про сансару.

И закалка начинается с самого раннего возраста – когда очень многое можно успеть вложить в голову, и детсадовская социальная прививка может спасти человека от разрушительного вируса тотального разочарования в жизни и людях.

Тогда зачем обсуждать текст, полностью состоящий из натяжек, обобщений и пошлых манипуляций, не подкрепленный доказательной базой?

Все просто. Подобная позиция весьма тенденциозна и подкупает нестандартностью. Но это ловушка. Некоторые молодые люди всерьез полагают, что без дисциплины, самоорганизации, чувства уважения к другому ребенку – то есть всего того, к чему приучают в садике – у них вырастет уникальный творческий малыш, не обремененный «заводскими шорами». Гениальный свободный художник, дизайнер или инфлюенсер с подвернутыми штанишками.

Хорошо бы.

Но так бывает только в «мотивирующих» «бестселлерах» далеких от жизни «коучей». В жизни все заканчивается жестоким столкновением инфантильного 30-летнего ребенка с суровой бездной реальности, крушением всех ожиданий и надежд на безграничную свободу выражения уникальной собственной личности и как следствие – невероятно популярной (по этим же причинам) сейчас психотерапией, диссоциальным расстройством личности (пренебрежением к правам других людей) и абсолютным неумением жить в социуме.

Человек всю жизнь под давлением.
Людей, обстоятельств, себя.
И то, как он умеет справляться с этим стрессом, во многом закладывается в раннем детстве
.

Многие современные молодые люди, освобожденные родителями от «пытки» дошкольными госучреждениями, где всех «стригут под одну гребенку», вырастают безнадежными идеалистами и инфантилами. Не понимают, как жить, что происходит вокруг и по каким законам это работает. Начинаться жить заново уже поздно. Что делать без мамы – непонятно. На это больно смотреть.

Так сформировался тренд на социофобию, легкие формы аутизма и даже смену пола как панацею от внутренних конфликтов – и то, и другое, и третье, к слову, вовсе не модная фишечка и не форма замкнутости непонятого гения, а серьезные психиатрические диагнозы, требующие долгой и качественной терапии.

Зато в садик ходить не надо.


Фото: melkie.net, odevaika.ru, back-in-ussr.com, multiurok.ru, thepoint.rabota.ua, tornado-reklama.ru, fotokto.ru, sadladoshki.ru, psichologvsadu.ru, zen.yandex.ru