«Не спеши ты нас хоронить»: Ленин, Пушкин и Летов против Иоанна Кронштадтского и Луки Крымского

По старой русской традиции 22 апреля возобновляются разговоры про мавзолей – бессмысленная и беспощадная дискуссия.

Календарь главных событий в России первой трети года выглядит так:

1 января – Новый год.
14 февраля – День Святого Валентина.
8 марта – Международный женский день.
12 апреля – Гагарин полетел в космос.
22 апреля – пора хоронить Ленина (по совместительству – день рождения Владимира Ильича).

Тема неизбывная и крайне, как говорят сейчас, токсичная. А еще рентгеновская, потому что баталии по поводу выноса тела из мавзолея обычно выпадают на Великий пост. И когда истово верующие (как Егор Холмогоров) начинают проявлять себя как неистовые, простите, маньяки, берет оторопь. В целом дискуссия эта многолетняя, бессмысленная и беспощадная. Можно с таким же успехом спорить, кто убил Джона Кеннеди, плоская ли Земля и когда доллар пробьет сотню рублей.

Можно, только зачем. За десятками лет этих баталий мы не заметили, как наступил 2020 год. То есть как минимум 30 лет уже ведутся эти распри. И ни к чему не приводят. И не приведут. Как думаете, почему? Ответ не так уж и сложен.

Из Ленина уже пытались делать и гриб, и палача лепили, и растлителя малолеток, и сифилитика, разумеется. Дальше похихикиваний на кухне в мягкий потный кулачок эти ярлыки, к счастью, не уплыли. Толком не пригодились в народе. Ведь даже тени, которые так любят искать и находить в фигуре Ленина, лишь придают объем его личности.

В 1996 году Егор Летов пел, что дедушка Ленин разложился на плесень и на липовый мед, а перестройка все идет – и идет по плану. И многие, как и песню «Перемен» Виктора Цоя (сделанную на 10 лет раньше), восприняли это со звериной серьезностью. Мол, вот они – музыканты-нонконформисты! Задали жару совку. Первый (панк) намекал на то, что Ленина пора хоронить, второй (рокер) призывал к свержению режима.

Иногда нам очень хочется выдавать желаемое за действительное, но нет. Чуть позже – и после интервью музыкантов, и после воспоминаний их близких – стало очевидно: Летов, как сейчас говорят, троллил. Он вообще-то сам был абсолютным леваком, потому и НБП* основал. Перестройка, которая идет по плану, пожалуй, самый жестокий и циничный сарказм (учитывая, чем все закончилось). Цою вообще не было никакого дела до революций. Это был стильный и модный парень, фанатеющий от Запада и поющий про в лучшем случае внутреннюю свободу. Перемен ведь, как мы помним из текста, наши сердца требуют. А не бюллетени для голосования.

Казалось бы, при чем же тут Ленин?

А при том. Песня «Перемен» Цоя прозвучала впервые на фестивале в ДК «Невский» в 1986 году, когда «ДДТ», «Наутилус» и «Телевизор» разгоняли горячую кровь молодежи бескомпромиссными песнями, поигрывая на довольно примитивных струнах: тяге к отрицанию, самости, инакости и легком таком презрении ко всему взрослому и серьезному. Неважно, чему именно – вникать необязательно, Афганистан это или «шар цвета хаки», главное – отрицание. Не уступить место старшему, не заплатить за проезд. Дерзко, свободолюбиво, независимо.

И если Советский Союз культивировал коллективность и растворение эгоистического начала, то рокеры, что предсказуемо, сыграли на обратном: выйди из толпы, почувствуй себя избранным, герметичным, ОСОБЕННЫМ. Наивно и нелепо? Ну да, зато хорошо ложится на почву гордыни. Точнее, ложилось. Теперь рок-н-ролл мертв.


Примерно на такую же пошловатую мормышку, как и с песнями Цоя/Летова, пытаются ловить народ ярые противники «трупака на Красной площади». Прекрасно понимая, что удар по мощам – это то, чего они никогда бы не позволили себе в отношении венценосной (и канонизированной) династии. И других святых – даже самых современных – тоже. Иоанн Кронштадтский, Сергей Флоринский, Серафим Вырицкий, Лука Крымский и многие другие современники Ленина уже сейчас вошли в оклады на иконах и почитаются как святые.

Мощи многих святых лежат НАД землей, и верующие приходят поклониться им, попросить помощи и заступничества. А ведь все они относительно недавно ходили с нами по одной земле. И тоже были людьми. Пусть и с приставкой сверх-.

Нечего сравнивать, скажете? Так никто и не сравнивает. Но что, если как минимум для половины России, то есть для четверти людей Советского Союза, тело Ленина – не физический прах? Если это символ их прошлого, их истории, их молодости, в конце концов. Если это то, что связывает их с верой в светлое будущее: коммунизм или православие, а может и то и другое, что запросто коррелирует друг с другом. Если Ленин – безусловная историческая личность, благодаря которой, собственно, мы живем в той стране, в которой живем? Никто же не будет спорить, что мы говорим и пишем на языке Пушкина – нет? Слава богу. А то можете Ломоносова с Тредиаковским перечитать на ночь.

Так вот, Ленин для России стал Пушкиным в историческом измерении.

Именно он переформатировал страну из монархии в советскую, если хотите, демократию, – глобальную власть народа. Не олигархов, говорю, как сейчас, а действительно народа! Каждый получал по потребностям, каждому принадлежали недра страны, каждый получал бесплатное жилье, образование и медицинское обслуживание. Слово «ипотека» знали в СССР? Каждый гордо называл себя советским гражданином. И каждый был готов отдавать и отдавал жизнь за свою страну. Просто если б не отдавал и не был готов, пили бы мы сейчас баварское нефильтрованное, как мечтают некоторые сограждане, и говорили на немецком. Не мы, но говорили бы. Точно.

Некоторые думали и мечтали о том, что советские люди начнут идти на убыль с ходом времени и Ленина сразу можно будет поскорее закопать. Но, во-первых, связи никакой нет. Во-вторых, ждать придется очень долго. И, в-третьих, такая схема тоже оказалась недееспособной.

Все советское красиво, эстетично, витально, узнаваемо и востребовано по сей день. Все постсоветское и «демократическое», увы, вызывает изжогу, судороги и отторжение: ларьки и «Черкизон», коробейники и «братки», ваучеры и МММ, торгующие в «Лужниках» инженеры и купленные криминалом менты. Дефолт и безработица. Войны в Чечне и теракты. Футболки с Чубайсом и Немцовым где можно купить, не подскажете? Даже у посетителей Ельцин-центра нет желания, чтобы это всё вернулось.

Несмотря на скрупулезную 30-летнюю работу по разрушению памятников и девальвации всех святых понятий, рожденных в СССР, – победа, армия, образование, героизм, патриотизм, Родина и проч. – народ продолжает выбирать советское, а в некоторых случаях и воевать за него, отдавая жизни: Донбасс тому подтверждение.
Как бы кого ни корежило.

А теперь вопрос знатокам: если вес и авторитет советского до сих пор невероятен и бесконечен, то почему мы должны как можно скорее закопать Ленина?

Успокойтесь уже и выдохните.

Наверняка вы любите акционизм и современное искусство? Ну так считайте это историческим перфомансом в духе Дэмьена Херста. Иностранцы – главные клиенты мавзолея – именно так это и воспринимают.


* Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (НБП). Признана экстремистской решением Московского городского суда от 19 апреля 2007 о запрете деятельности (вступило в силу 7 августа 2007)

Фото: gazeta.ru, kursivom.ru, labuda.blog, тг-канал «Лихие 90-е»