«Черные крылья» Сердюкова. Владислав Шурыгин об ответственных за задержку производства самолета МС-21

Кто ответит за то, что первый отечественный самолет МС-21 оказался не совсем «отечественным» и никак не выйдет на воздушные линии?

Новость дня. ОАК сообщила об очередной задержке серийного производства самолета МС-21: «Получение российского сертификата МС-21-300 запланировано на конец 2021 года. Поставки первым авиакомпаниям планируются в 2022 году», – сообщили журналистам в пресс-службе ОАК.

...Вот почему меня эта новость совершенно не удивила?

Вообще-то серийные поставки МС21 были обещаны еще в 2017 году – четыре года назад, потом в 2018 году, потом в 2019 году, потом в 2020 году. Теперь снова перенос на год. А мой источник в ОАК утверждает, что в серию МС-21 пойдет вообще не раньше 2025 года.
Странным образом эта новость коррелируется с другой, озвученной на десять дней раньше:

«Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков, возглавляющий авиационный кластер в "Ростехе", прекратит курировать "Объединенную авиастроительную корпорацию", сообщил вице-премьер Юрий Борисов...».

Рулил ОАК наш «эффективный менеджер» ровно 5 лет – с 2015 года...

В ОАК задержку объяснили тем, что «на темпы реализации проекта повлияли "торговые ограничения", в первую очередь они коснулись поставки материалов для производства композитного крыла». Речь идет об американских санкциях в отношении компании "Аэрокомпозит" (входит в ОАК), из-за которых поставки композитов для МС-21 попали под запрет. Также повлияли «новые правила на получение экспортных лицензий для зарубежных партнеров программы», заявили в корпорации.

Объяснение звучит странно. Начать стоит с того, что поставки композитов в Россию из Японии и США были прекращены еще в 2018 году, а уже осенью прошлого года появилась информация, что российскому производителю «Алабуга-Волокно» удалось полностью заместить весь перечень продукции, выпускаемой в США и Японии для постройки гражданского воздушного судна МС-21-300. И хочется спросить руководителей ОАК: господа, так вы решили проблему композитов или все сказанное про «Алабуга-Волокно» – вранье и МС-21 так и продолжает ждать свое «черное крыло»?

Еще одно объяснение задержки МС-21 на стапелях озвучил вице-премьер Юрий Борисов, который сообщил, что, несмотря на решение проблемы с композитами, российскому авиапрому предстоит импортозаместить до 40% бортового оборудования МС-21. То есть все рассказы о «стопроцентно» российском самолете оказались, мягко говоря, неправдой. С учетом «композитов» получается, что самолет к моменту его сдачи в эксплуатацию больше чем на 50% состоит из импортного оборудования и импортных материалов. И тогда вполне понятно, почему МС-21 вот уже на четыре года «задерживается» на старте. А заодно вполне понятно и реальное воздействие санкций на нашу промышленность. Четыре года задержки по стратегическому проекту ОАК почти зеркально повторяют такие же задержки по многим другим проектам в самых разных отраслях нашей промышленности. Мы получили очень жестокий урок «партнерства» и «международных рыночных отношений» – отставание по целому ряду ключевых направлений на три-четыре года.

И здесь хотелось бы напомнить, что именно Анатолий Сердюков был (и, похоже, – остался) горячим сторонником «международной кооперации». В бытность министром обороны он самым решительным образом «продавливал» закупки иностранной техники и вооружения для Российской армии – в нарушение закона закупал вне конкурсов иностранную технику и вооружение: итальянские бронемашины, английские снайперские винтовки, израильские беспилотники. Обещал перевести флот на немецкие дизели и даже устами своего заместителя Владимира Поповкина намекнул, что отечественные танки слишком дорогие и что покупать немецкие «леопарды» будет дешевле. Под это в публикациях просердюковских СМИ даже подводилась теоретическая база: «Россия с начала ХХ века, вплоть до 1917 года, закупала военную технику за границей в огромных количествах. Самые мощные крейсеры и броненосцы ВМФ империи были построены в США, Великобритании, Дании и Франции. Даже Советский Союз закупал отдельные элементы военной техники за границей, впрочем, особенно этот факт не афишируя.

Для нынешней России импорт вооружений стал фатально неизбежным. Технологическое оснащение предприятий ОПК в большинстве случаев устарело. И мы просто не в состоянии выпускать боевую технику новых поколений. Конечно, есть ряд направлений, в которых Россия по-прежнему лидирует. Это комплексы ПВО, тактическое ракетное оружие, истребители, различные образцы стрелкового вооружения и многое другое, что с успехом продает иностранным покупателям "Рособоронэкспорт".

Тем не менее Минобороны решительно настроено отказаться от образцов, еще вчера считавшихся перспективными, и сделать ставку на действительно новейшую и реально существующую боевую технику, выпускаемую за границей...».
Помним мы и о том, как безжалостно «укрощал» Сердюков отечественный ВПК, доведя его до нищенского состояния и многомиллиардных долгов. Как президенту Путину лично пришлось ехать на «Севмаш» и разбираться с таким «ценообразованием» Минобороны, при котором строительство стратегических подводных ракетоносцев было фактически парализовано! Или как ведущее танкостроительное объединение «Уралвагонзавод» после такого «секвестра» цен стало убыточным и скатилось на грань банкротства.

И очень хочется спросить господина Сердюкова: а что, все пять лет он и его ближайшее окружение не видели, что самолет МС-21 на 50% состоит из иностранных материалов, агрегатов и систем? И что объявленные и все время наращиваемые санкции рано или поздно ударят по проекту? Что за странная слепота? И почему только после того, как российскому авиапрому окончательно отрезали поставки стратегического сырья, ОАК спохватилась и занялась поиском альтернативных источников? А ведь о ситуации с композитами впервые заговорили еще 20 лет назад, когда США без всяких санкций перекрыли в Россию поставки углеродного волокна, из которого изготавливались корпуса для наших МБР. Об этой проблеме говорил тогда генеральный конструктор и директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

Разве не долг управляющего менеджмента, получающего миллионные зарплаты, предвидеть риски и планировать ситуацию на годы вперед? Или для этого просто не хватает компетентности? Зато хватает размаха в инфраструктурных реформах – объединении легендарных авиационных и вертолетных КБ в некие обезличенные гибриды.

Есть все основания считать, что в провале сроков серийного выпуска МС-21 есть личная вина бывшего руководителя совета директоров Сердюкова, который курировал этот стратегический проект, и его отставка с поста председателя совета директоров ОАК – это оценка его деятельности на этом посту.

…Первым эксплуатантом МС-21 должен был стать «Аэрофлот» еще в начале 2020 года: такой срок обозначен в контракте, подписанным авиакомпанией и «Ростехом» в 2018 году. По контракту лизинговая «дочка» «Авиакапитал-Сервис» должна поставить «Аэрофлоту» в 12-летний лизинг 50 самолетов МС-21. Но похоже, что закупать «Аэрофлоту» придется все так же «Боинги» и «Аэрбасы»…