Пассионарный Ермак против прогрессивной общественности

Казачий атаман, завоевавший Сибирь для Русского государства, является идеальным примером, иллюстрирующим термин «пассионарий», который впервые употребил известный этнолог, историк и географ Лев Николаевич Гумилев.

Сергей Борисович Лавров – доктор географических наук и профессор, евразиец и соратник Гумилева дал своё развернутое определение «пассионариев»:

Пассионарии – это конкистадоры, устремлявшиеся вслед за Колумбом за океан и погибавшие там. Пассионарии – это Жанна д'Арк, Кутузов и Суворов. Пассионарность проявляется у человека как непреоборимое стремление к деятельности ради отвлеченного идеала, далекой цели, для достижения которой приходится жертвовать и жизнью окружающих, и своей собственной…

Ермак Тимофеевич с отрядом численностью менее одной тысячи человек сумел завоевать Сибирь. СИБИРЬ! Во многом ему и его дружине мы обязаны тем, что являемся самой большой страной в мире. Это ли не стремление к далекому идеалу, ради которого были готовы отдать свою жизнь ратные люди, идущие на ладьях-стругах в неизвестность? К слову, из Сибирского похода не вернулась и половина из них, в том числе сам атаман.

И если участники похода Ермака – пассионарии – люди, готовые отказаться от собственной выгоды (и даже жизни!) ради великой цели, то субпассионарии – это люди, действующие по принципу «как бы чего не вышло». Именно они и боятся, что аэропорт «Ермак» может задеть чьи-то нежные прогрессивные чувства.

К слову, такие же субпассионарные личности в феврале этого года в Троицке (Челябинская область) отказали детскому коллективу в участии в концерте, посвященному Дню защитника Отечества. Организаторы забраковали музыкальный номер на композицию «Мы – русские, с нами Бог». И только после скандала в прессе детям разрешили исполнить песню.

Ничего не напоминает? Это же БЛМ на русский лад! Вспомните Штаты, где белый обязан преклонять колено лишь потому, что он белый, а памятники героев американской истории подвергаются поруганию. Интересно, а памятники Ермаку Тимофеевичу сносить будут? А песню Игоря Растеряева «Ермак» запретят? К слову, только на ютубе у неё более 3 млн просмотров.

Но может не всё так однозначно и можно объяснить нежелание называть аэропорт именем Ермака по другим причинам? Например, потому, что легендарный атаман в первую очередь личность легендарная, а потом уже историческая (такие примеры действительно есть)? Даже если бы это было так, то всё равно долгом патриотов было отстоять его честь, так как и «фольклор» – важнейшая часть нашей истории. Однако есть документальные сведения о тех событиях – труды летописца и географа Семёна Ремезова.

Более того, для Церкви была понятна историческая значимость дела дружины Ермака настолько, что при архиепископе Нектарии (довольно известная в истории русской Церкви личность, современник патриарха Филарета) даже был установлен церковный обычай – провозглашать вечную память Ермаку и его дружине.

Его именем названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки… Более того, немало сибирских коммерческих фирм имеют в своём названии имя «Ермак». И если улицы и площади могли быть названы в честь кого-либо преимущественно по «воле» государства, то предпринимателей никто бы не стал заставлять называть их собственное предприятие каким бы то ни было именем. А раз даже буржуа разного калибра отдают дань уважения Ермаку Тимофеевичу, значит, действительно, в русском народе есть особое отношение к историческим героям.

А что же с аэропортом? Голосование по названию тобольского аэропорта началось 29 марта и продлится до 10 апреля. К сожалению, в шорт-лист так и не включили имя покорителя Сибири. В день начала голосования – 29 марта – у администрации Тобольска прошел одиночный пикет в поддержку присвоения местному аэропорту имени Ермака. На акцию вышел местный житель с плакатом «Кто против Ермака – тот против России». У меня возник вопрос: настоящих сибирских казаков совсем не осталось? Почему вышел ОДИН человек, а не сотня, не тысяча?

Завершая тему пассионариев прошлого и представителей «как бы что не вышло» настоящего, предлагаю вспомнить уже упомянутую песню Растеряева. Почувствуйте разницу [в подходе современников и наших предков], как говорится.

Нам по нраву эти горы и поля,
Значит, здесь казачья земля!

Скалы, бурелом, талая вода.
Прет без всяких карт батька Атаман.
Где я запою – там и широта,
Где мой конь пройдет – там меридиан.

Пусть ругают нас с западных столиц –
Нам на них плевать, нас не взять на понт:
У России нет никаких границ –
У России есть только горизонт!

А сибирякам предлагаю брать пример с ростовчан, которые уже несколько лет принимают гостей в международном аэропорту «Платов». Как можно догадаться, аэропорт назван в честь казачьего атамана Матвея Ивановича Платова, принимавшего участие во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века.

Казаки, вперёд!

На фото старинная парсуна Ермака