Как распознать телефонных мошенников и противостоять им? Отвечают специалисты

Наверное, каждый хоть раз получал звонок с незнакомого номера. И хорошо, если человек на том конце провода всего лишь предложит пройти соцопрос или воспользоваться услугами банка. Однако звонящий вполне может оказаться мошенником.

Внезапные звонки позволяют преступникам застать человека врасплох и выманить персональные данные или заставить жертву распрощаться с деньгами. К сожалению, сегодня способы мошенничества эволюционируют вместе с развитием технологий.

Почему жертвами мошенников становятся не только бабушки и дедушки, но и работающие, финансово грамотные люди? Как распознать уловки преступников и как им противостоять? Давайте разберёмся.

Еще в конце декабря 2020г Центробанк РФ предупредил граждан и назвал признаки телефонных мошенничеств:

- У вас заблокирована карточка и предлагается решение: либо мы сейчас с вами быстро все сделаем, либо потом стойте в очередях месяц. Звонят из техподдержки банка, мы проверяем-тестируем-меняем оборудование, поэтому загрузите новое приложение и на всякий случай скажите мне данные вашей карты, чтобы я ее случайно не удалил из вашего личного кабинета.

- Вам якобы ошибочно перевели крупную сумму денег (положили на телефон, кредит и т.п.) – просят вернуть, потому что уже нет денег повторить платеж.

- Вы не знали? А вам положены выигрыш, дивиденды, выплаты, деньги – вы ведь покупали в прошлом году продукты в … (далее следует название любого популярного в вашем городе продуктового гипермаркета, где каждый житель обязательно бывает), стали победителями в конкурсе и тп., вот и пришло время получить ваши миллионы, только сначала надо оплатить обслуживание счета.

- Нужно помочь близкому, он попал в дтп или неприятную ситуацию – дайте взятку, и мы все простим.

По мнению оператора МегаФон, есть ещё один распространенный вариант мошенничества - это предложение познакомиться. Преступники используют наше желание «встретить вторую половинку» и рассылают потенциальным жертвам предложения познакомиться – на сайтах знакомств, в социальных сетях, по электронной почте и SMS. В самом простом варианте вы получаете сообщение:«Привет! Меня зовут Эмилия. Мне очень хочется с тобой познакомиться. Скинь мне SMS, я тебе позже отвечу. Напиши слово Emilia и отправь на номер ХХХХ. Я буду знать, что это ты». После отправки SMS со словом «Emilia» с Вашего счета списываются деньги, а знакомство заканчивается, даже не начавшись.

Как считают в Центробанке РФ, однозначными признаками мошенничества являются:

- Собеседник пытается под любым предлогом узнать данные банковской карты — номер, трехзначный код на ее обратной стороне, ПИН-код, а также код из SMS или персональные данные.

- Моральное давление, требование немедленно принять решение о переводе денег или сообщении данных карты.

Если вы столкнулись с киберпреступниками, не впадайте в панику, не перезванивайте на неизвестные номера, не переводите деньги и уж тем более не разглашайте свои персональные данные.

По мнению пресс-службы МегаФона, столкнувшись с таким видом мошенничества, нужно сразу перезвонить в банк или оператору и сообщить номер, с которого поступили сообщение или звонок, и текст сообщения злоумышленников.

МегаФон предлагает своим абонентам воспользоваться и настроить сервис «Знаю, кто звонит» через Личный кабинет. Во время входящего вызова абонент видит название компании или предупреждение о нежелательном вызове, если организация была замечена в навязчивых звонках. На портале услуги «Знаю, кто звонит» можно также проверить номер, с которого поступил звонок, увидеть комментарии других абонентов и сообщить о номерах, с которых поступает спам.

- Еще одно немаловажное направление нашей работы – активная помощь ряду банков с блокировкой вызовов, поступающих клиентам с подменой номера на телефон банка. Только в 2019 году мы предотвратили более 700 тысяч таких звонков. В тандеме с другими операторами мы разработали специальное технологическое решение, которое позволяет банку в режиме реального времени получать информацию о любых подозрительных вызовах их клиентам. Если номер есть в нашем «черном списке», мы информируем об этом банк прямо в момент звонка, чтобы к операциям клиента в это время сотрудники отнеслись с особым вниманием,

- сообщает пресс-служба оператора МегаФон.