Может ли заинтересовать Новгород питерских школьников, если многие из них уже объездили весь мир?

Круглый стол по развитию сотрудничества в сфере образовательного туризма, прошедший в рамках  дней Санкт-Петербурга в Великом Новгороде,  оказался хотя и с острыми углами, но очень конструктивным. Может быть, потому, что гостей оказалось больше, чем планировалось.

Причем, кроме директоров школ и чиновников от образования, здесь были еще ученые-педагоги.  Гости едва уместились в классе гимназии №3 (которая, кстати, благодаря оптимизации владеет теперь двумя школьными зданиями).  Место встречи было выбрано неслучайно, ведь гимназия является «Центром экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха МАОУ». Ее изюминка -  хостел для юных туристов «Ганзейский двор» с 12 номерами, примерно на 100 коек. Поэтому именно хостел в первую очередь и показали гостям, только что сошедшим  с поезда.

Окупится ли  этот хостел, на который уже потрачены миллионы рублей из городского бюджета? Как привлечь в древнерусский город, богатый памятниками ЮНЕСКО, питерских школьников? Поедут ли они в музей Достоевского, в Кончанское или деревню Лукино, где родился знаменитый юный партизан Леня Голиков? Как заинтересовать их программами, разработанными специально к 70-летию Великой Победы, с рассказами о Демянском котле, где каждая пядь земли полита кровью, о Лычково, ставшем братской могилой для сотен  детей из блокадного Ленинграда? Об этом и шла речь на круглом столе.

Евгений Родионов, заместитель председателя областного департамента по туризму, представил некоторые маршруты, сказав, что школьников должны заинтересовать поездки на  два дня с одной ночевкой. Пока же в  общей туристической массе число школьников из года в год не превышает 10%.

В буклетах, предложенных гостям, было множество предложений. Однако гости, полистав их, заметили, что только 10-15% из них могут заинтересовать детей, да и вообще туристов. Картинные галереи, различные ремесла, мастер-классы, балы во дворцах, воссозданные славянские  деревни -  это все стало общим местом и банальностью.

Руководители трех туристических фирм Великого Новгорода, приглашенные на встречу, агитировали покупать их турпродукты, как эксклюзивные. Тем более, как профессионалы, они предлагают полный пакет, включая страховку, комфорт, безопасность, лицензированный автотранспорт.

Участники же педагогических прений посчитали вопрос о турпакетах преждевременным. Потому что даже среди них нет единого представления, что же такое образовательный туризм с точки зрения педагогики?

Он чаще ассоциируется с изучением иностранного языка за границей.

На круглом столе рефреном звучала мысль, что вместо реальных экскурсий дети путешествуют с помощью  интернета. Информации о Софийском Соборе и Новгороде там более, чем достаточно. Они уже к 12 годам избалованы поездками по миру, хотя признаются, что в родном городе не могут осилить даже основные музейные объекты.

Как рассказали питерские учителя, выходные в Скандинавии, особенно в Финляндии, для детей - обычный weekend.  Может быть, подобные реалии жизни и заставили  президента Владимира Путина обратить внимание на необходимость патриотического воспитания детей через познавательный туризм. Для чего государство готово выделять немалые  деньги.

- Мои коллеги были просто поражены, они буквально обрывали мне телефон, услышав по телевизору,   что президент впервые сказал о необходимости создания культурно-образовательного кластера, - заметила Любовь Ванюшкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.  - Но давайте будем откровенны: в науке пока нет устоявшегося понятия «образовательный туризм». Мы пока разрабатываем его, определяем учебные задачи, главной из которой, должна стать, все-таки воспитательная роль…Мы создаем 9 номинаций, по каждой возрастной группе, опираясь на законы развития ребенка…

Еще более острую дискуссию вызвал вопрос: на какие деньги будут осуществляться поездки и кто будет их возглавлять? Среди педагогов много энтузиастов и альтруистов, но только за счет них проблему не решить.

О том, что путешествия повышают градус интеллекта и культуры, никто не отрицал.

- Когда я впервые оказался в Египте, то вспомнил, как, работая директором детского дома, рассказывал ребятам о этой стране, о пирамидах, о Ниле, - сказал Владимир Аверкин. - И подумал, что достаточно было бы один раз их туда свозить, чем тратить столько времени и средств на ненужные уроки. Как точно сказано: лучше один раз увидеть. Но, допустим, я - питерский учитель. Мотивируйте меня, чтобы я повез своих  учеников хотя бы Новгород. Учитывая, какие жесткие требования сегодня предъявляет власть к учителям, какую ответственность возлагает, мне проще будет прокрутить детям  фильм, чем заморачиваться с поездкой… Если поездка будет за счет спонсоров, как не подвести учителя под коррупционную или еще какую-то уголовную статью?

Никто не смог мотивировать оратора на выездной урок истории. Наоборот, вспомнили, сколько в последнее время учителей привлекаются к уголовной и административной ответственности. Кто-то заметил, что День учителя, хотя и близок к международному дню туризма (27 сентября), но совпадает  с днем работников уголовного розыска.

Но джин уже выпущен из кувшина, поэтому, несмотря на риски и обозначившиеся трудности, участники круглого стола решили форсировать процессы становления культурно-образовательного кластера между городами.  Уже в октябре   30 учителей из девяти школ Санкт-Петербурга приедут знакомится с реальными образовательными экскурсиями для детей.

Фото 1,2 - Дмитрий Красицкий, фото 2, 3 - Сергей Гриднев