ММКФ-2021. Последние дни кинофестиваля. Дневник злобного кинокритика. Вымышленная Куба и настоящий Израиль. Засранка – и снова побеждают румыны

В этот раз я не стану больше кормить вас мелкой рыбой, буду подавать к столу сразу фаршированный крупняк. В последние дни кинофестиваля, 27 и 28 апреля, из мутных вод ММКФ мне удалось выловить ещё три фильма, которые стоило выписать и посмотреть. Три картины из разных стран, абсолютно разные по жанру и стилю. Но каждая картина заслуживает внимания.

Первая картина родом из Кубы и достаточно специфическая, не каждому она зайдёт. В ней видна попытка создать новый киноязык, только, в отличие от других ранее просмотренных фильмов, на мой взгляд, это попытка стала удачной.

Фильм называется «Голубое сердце», и в нём создан мир параллельной реальности. В этом мире на Кубе генная инженерия достигла небывалых высот. (Как, кстати, и медицина в Кубе настоящей). Под патронажем самого Фиделя Кастро запускается программа создания нового человека. Однако опытные образцы повели себя нестабильно. Дети из пробирки обладают уникальными способностями, такими как телекинез, но при этом у них логика насекомых. Выйдя из-под контроля, они становятся безжалостными убийцами и устраивают серию терактов. А над людьми они ставят уже свои эксперименты.

А? Каково? Неплохо, неплохо. Тут сразу вспомнились репликанты из «Бегущего по лезвию». Но здесь совершенно другой стиль. Сцены основного действия чередуются с нарезкой из новостей, документальной хроники, телепрограмм, интервью, выступлений. Из этого новостного винегрета узнаются дополнительные подробности и детали.

В одном новостном ролике учёный даёт интервью, и на заднем фоне среди книг мы видим портрет Фридриха Ницше. Ведь в фильме учёные пытались воплотить одну из идей этого философа, они пытались вывести сверхчеловека искусственным путём. Но чтобы не выдумывали учёные, у них получается смертельное оружие. Так, я уже писал, что все учёные сатанисты?

Второй фильм, запомнившийся мне в последние дни ММКФ, в какой-то мере тоже относился к альтернативной реальности, хотя и был из документальной программы. Но название говорит само за себя: «Что если? Эхуд Барак о войне и мире». Эхуду Бараку, политическому деятелю Израиля, 78 лет. Он прожил всю историю нового государства Израиль с момента его возникновения в 1948 году. Причём принял в ней самое деятельное участие. Начав свою карьеру в армии, он дослужился до бригадного генерала и был начальником генштаба. В разные моменты жизни Эхуд Барак был премьер-министром Израиля, министром обороны, министром иностранных дел, возглавлял министерства внутренних дел, образования, сельского хозяйства и даже туризма.

Он видел войну за независимость в 1948 году и последующую депортацию арабов. Участвовал в «Шестидневной войне» (1967 год), в «войне Судного дня» (1973 год), в войне с Ливаном (1982 год). Также он руководил израильским спецназом и организовывал специальные операции разведки за границей.

«Что если бы вы родились палестинцем?» – спрашивает его ведущий. «Наверное, я был бы террористом», – отвечает Барак. Уничтожение врагов Израиля, где бы они ни находились, было жизненным кредо Барака, когда он работал в Моссаде. Причём, не считаясь с жертвами среди мирного населения. При уничтожении террористов гибель невинных неизбежна, цинично заявляет Барак.

Опыт научил Барака, что залогом успеха в военной и антитеррористической деятельности являются смелые упреждающие удары. «Пробуем!» – говорит Барак, давая добро на уничтожение очередного лидера какой-нибудь арабской группировки. Несколько раз Барак планировал покушение на палестинского руководителя Ясира Арафата. Потом, будучи уже премьер-министром, он с ним встречался, чтобы урегулировать палестино-израильский конфликт. Есть документальные кадры из 2000 года, где Арафат и Барак, толкаясь и улыбаясь перед дверьми, никак не могут войти в здание, настоятельно уступая друг другу дорогу. Они «танцуют» перед входом, и никто из двух не может уступить.

«Танец» ни к чему не привёл, переговоры были сорваны, и началась вторая волна кровавой интифады.

Мировая история состоит из суммы поступков людей. Надо пробовать, действовать, чтобы изменить мир – это основная мысль этой документалки.

Фильм третий.

И снова румыны, и снова про ролик в интернете. И снова в моём рейтинге они побеждают. И не только в моём: в итоге фильм-дебют «#засранка» румынского кинорежиссёра Андрея Хуцуляка получил главный приз ММКФ-2021. А главная актриса получила «Георгия» за лучшую женскую роль.

Удивительно, но мои предпочтения совпали с мнением жюри.

В основу сюжета легло реальное событие. Главная героиня – одинокая женщина, работает в банке. Её одиночество изредка сглаживает один паренёк, существенно младше её. Но этого недостаточно, и она покупает собаку. Собаку зовут Оскар. Не успев привезти собаку домой, хозяйка получает проблемы: в метро собака наблевала – и разразился скандал.

Собака приносит дополнительные денежные расходы: 25 леев за проживание и штраф 1 500 леев за нарушение общественного порядка. Вот ещё цифры: за сутки ролик с хештегом #засранка о скандале в вагоне метро набрал 15 000 лайков и 4 000 перепостов. А потом он взорвал весь румынский интернет.

Вроде, «15 минут славы» и должны длиться 15 минут, но румынам как будто делать нечего – «новость» попала в газеты и на телевидение, из-за «засранки» стали проводиться митинги и устраиваться ток-шоу. Девушку заклевали в интернете, а потом и в реальной жизни. Один популярный придурок-блогер вычислил её домашний адрес и работу.

Поначалу всё казалось фарсом и комедий, но на самом деле фильм трагичен. Люди из-за какой-то ерунды готовы вцепиться смертельной хваткой в человека. Трагедией фильм и кончается. Хотя, нет, автор позволил себе лирическое отступление. Какое? Увидите сами. Смотрите хорошее кино. До встречи на следующем кинофестивале!

Фото: moscowfilmfestival.ru