Почему Путин затянул с Посланием Федеральному Собранию

Накануне того, как пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков назвал журналистам дату Послания президента Федеральному Собранию, в СМИ активно обсуждались причины, по которым в этом году Владимир Путин так «затянул» с ежегодным мероприятием. Оно было назначено на 21 апреля. 

Стоит отметить, что в последние 14 лет глава государства обращался с программной речью к парламенту РФ в начале года либо даже в конце предыдущего. Исключением можно назвать лишь 2018-й, когда Путин обратился к ФС 1 марта. Следовал этому правилу и Дмитрий Медведев во время своего президентства. Ну а последнее «позднее» обращение Владимира Владимировича состоялось в 2007 году, 26 апреля – после Мюнхенской речи, когда Россия явно стала менять внешнюю политику в сторону укрепления суверенитета и обособленности. 

Стоит ли искать в этом совпадении какие-либо закономерности? Ряд аналитиков утверждает, что в этом году Путин занял выжидательную позицию из-за смены руководства США и последовавшего за ней изменения курса Америки касательно России, по крайней мере анонсированного в выступлениях Джо Байдена и членов его администрации. Ситуация накалилась после обещания президента Соединенных Штатов заставить Россию «ответить за все», а также прямого оскорбления, нанесенного Байденом Путину в интервью.

Не вызывает сомнения тот факт, что тон Послания будет зависеть от положения дел в Донбассе, где день ото дня нарастает напряжение, и новых санкций Запада, которые (в случае отключения РФ от SWIFT) могут закончиться фактической финансовой блокадой нашего государства. Насколько ситуация зависит от внешних факторов и чего ждать от Путина 21 апреля, «Вашим Новостям» рассказал политолог и человек, крайне близкий к Кремлю, Сергей Марков:

– Я думаю, что это будет ожидаемая неожиданность. Неожиданности всегда нужны для пиара. Если вообще нет никаких неожиданностей, пиар у речи будет плохой. Чтобы средства массовой информации писали с удовольствием, должны быть неожиданности. Общая направленность Послания будет социально ориентированная и по поводу коронавируса. Потому что это одна главных проблем. Ну и выборы на носу. Нужно раздавать подарки разным социальным группам. Это абсолютно нормально, так бывает во всех государствах, во всех регионах, во все времена более-менее демократической политики. 

Я думаю, что они откладывали потому, что по каким-то вопросам не могли сойтись друг с другом всякие политико-бюрократические коалиции. Никакой серьезной, важной политической проблемы, из-за которой нужно было откладывать, в общем-то нет. Но хотелось, чтобы оно более свежее было, чтобы информационное эхо его дотянуть до выборов (в Государственную думу – прим. ред.). 

 

«ВН»: – Сергей Александрович, недавно подписан закон, который завершает историю с поправками касательно возможности Путина избираться на новый срок. Путин пойдет на новый срок?

– Я считаю, что Путин хочет уйти. Дать дорогу преемнику и какому-то новому поколению. Но, во-первых, не хочет, чтобы он уходил, его команда. Они его всячески уговаривают, чтобы он остался. А во-вторых, думаю, Путин считает (и я считаю так же), что президенты должны меняться, а верховный главнокомандующий во время войны меняться не должен. Это я сошлюсь на опыт той же Чечни, предположим. Одна из причин, почему Рамзан Кадыров так долго, это что война просто против терроризма была. Верховные главнокомандующие во время войны не уходят. Особенно если они успешны. То же самое и Путин.

Если Запад будет продолжать гибридную войну против России, то Путин не уйдет. 

Если гибридная война закончится и наши отношения выйдут на хороший уровень, то Путин тогда, как я думаю, с большей вероятностью уйдет. Это первое. А второе – почему появилась эта поправка. У нее логика достаточно простая. Дело в том, что поправки в Конституцию предложены Путиным на время «после Путина». Эта «путинская Конституция» по существу постпутинская. Вот он поработал 25 лет в государственной власти, у него какой-то опыт на разных уровнях был: и президент, и премьер-министр, и глава ФСБ, и вице-мэр крупного города. И он понял, какие есть недостатки. Он предложил эти недостатки устранить и улучшить Конституцию. По новой Конституции, условно говоря, стала чуть более распределенной власть. Власть, скорее, принадлежит коллективному президенту в лице вот этого Госсовета.

Когда все поняли, что Путин делает Конституцию на «после себя», тогда возникло огромное количество всяких проектов, ожиданий у представителей элиты, которые начали готовиться уже к постпутинскому периоду, начали искать каких-то преемников, сбиваться в кланы, началась грызня.

Страна не может себе позволить, чтобы различные кланы элитные грызлись по поводу того, кто будет преемником президента. Путин спокойно как бы сказал: грызться не надо, потому что я, может быть, никуда и не уйду. И тем самым обеспечил политическую стабильность. Но еще раз говорю, если не будет гибридной войны, я считаю, что он уйдет. Но вероятнее всего гибридная война продолжится. Поэтому вероятно, что он не уйдет. Да и народ не хочет, чтобы он уходил. 

 

Фото: argumenti.ru