Сколько стоят выборы в Госдуму

Поток желающих поучаствовать в политической гонке по-русски все никак не иссякнет, а ставки год от года также высоки. Попытались разобраться, сколько стоит участие в выборах, на что лучше потратить деньги и откуда их взять. Рассказываем на примере большой четверки – ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР.

 

Сколько стоит участие в выборах

Как показывает практика последних лет, чтобы получить результат выше барьера в 5%, на агитацию нужно потратить примерно 200-500 млн рублей. При условии, что у вас уже есть раскрученный политический брэнд.

Для правящей партии объем агитации пропорционален социально-экономической ситуации в стране. Если народ и так доволен, добиться результата можно меньшими средствами. Так, в 2007 году ЕР потратила на выборы 420 млн рублей, а в протестном 2011 году на 200 млн больше. В 2016 году после Крымской весны объем агитации вновь сократился на 100 млн рублей.

Коммунистическая партия от конъюнктуры не зависит. Каждую пятилетку КПРФ печатает баннеры и покупает политическую рекламу на скромные 170-200 млн рублей. Впрочем, в 2011 году коммунисты внезапно больше вкладывались в выборы и при бюджете в 223 млн рублей заняли почти 20% мест в парламенте.

Бюджет «Справедливой России» меняется в зависимости от рейтинга партии перед выборами. Эсеры тратят на агитацию примерно 320-400 млн рублей.

Бюджет ЛДПР, как у любой монотонной функции, только растет, сильно опережая темпы инфляции. С 2007 года бюджет ЛДПР на избирательную кампанию вырос почти вдвое: с 391 млн в 2007 году до 663 млн в 2016 году.

 

Куда потратить деньги

У каждой из партий свой ответ на вопрос, на что именно потратить агитационный бюджет. Вариантов несколько – на рекламу по ТВ, рекламу в печатной прессе, на печатную продукцию, проведение митингов или найм политконсультантов.

Например, «Единая Россия» в основном покупает рекламу на ТВ. На эти цели перед выборами 2016 года было потрачено 65% бюджета – 287 млн рублей.

КПРФ, как и ЛДПР, в 2016 году спустили львиную долю бюджета на печать агитационных материалов.

До 70% в структуре расходов – печать баннеров, сувениров, календарей и прочих радостей. И если КПРФ при скромном бюджете тратит на это всего 136 млн рублей, то ЛДПР в три раза больше – 450 млн рублей.

 

В «Справедливой России» идут по собственному пути, и почти все средства, заложенные на агитацию в 2016 году, ушли на оплату услуг «информационного и консультационного характера» – то есть на политтехнологов и PR.

Где брать деньги

После того как вы поняли, куда тратить деньги, пришло время понять, откуда их взять. Официально заявляем, если какая-нибудь российская компания или человек не планирует пожертвовать вам хотя бы 200 млн рублей, не тратьте собственные.

Основных источников поступлений на избирательные счета четырех парламентских партий всего два. Это собственные средства партии или кандидата и добровольные пожертвования – в основном от юридических лиц.

Так, в 2016 году «Единая Россия» с общим бюджетом 539 млн рублей внесла на счет 250 млн собственных средств, еще 289 млн пожертвовали предприятия. Отдельные граждане перевели ЕР всего 1 000 рублей.

«Справедливая Россия» с общим бюджетом 432 млн рублей внесла 246 млн рублей сама, а еще 179 млн пожертвовали компании. Избиратели перевели еще около 6 млн индивидуальных пожертвований.

Коммунистическая партия России пожертвования не берет – не на паперти же в самом деле. Весь бюджет в 176 млн рублей составляют средства партии.

Систему сбора донатов лучше всех прокачали в ЛДПР – 32 млн рублей было собрано из индивидуальных пожертвований в 2016 году. Собственные средства составили 350 млн рублей, еще 281 млн дали поддерживающие Жириновского компании.