Доступная среда вне зоны доступа

Всероссийская программа «Доступная среда», действующая с 2011 по 2015 год, нацелена на создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.

В период действия этой программы новгородские школы обеспечивали пандусами, поручнями, специально оборудованными туалетами. Это делали для того, чтобы поддержать детей-инвалидов в процессе социализации. Но что делать дальше этим ученикам после школы? В наше время устроиться на перспективную работу без высшего образования тяжело. А обучение в вузе оказывается проблематичным, поскольку в большинстве заведений для инвалидов ничего не предусмотрено, несмотря на Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Наверное, отсюда и такая статистика: в каждом отдельном высшем учебном заведении страны учится от 0% до 5,2% студентов-инвалидов.

Что касается Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, то он, как и многие другие в стране, имеет ряд препятствий для обучения людей с ограниченными возможностями. Не будем останавливаться на всех институтах НовГУ (тем более, главный корпус в Политехническом институте достаточно оснащен необходимыми для передвижения инвалидов пандусами и лифтами). В остальных же зданиях университета обучение инвалидов становится крайне затруднительным.

Мы решили провести эксперимент и испытать на себе, как будет чувствовать себя инвалид-колясочник в стенах Гуманитарного института в Антонове. Инвалидную коляску нам предоставил для этого опыта Народный театр безграничный возможностей «Жест». А испытала на себе все «удовольствия» перемещения в таком кресле студентка Маргарита Харохорина.

Первые неудобства начинаются еще по дороге к институту. Часть пути инвалиду придется преодолеть на узкой проезжей части, так как не все тротуары снабжены необходимым спуском.

Но это самое безобидное по сравнению с тем, что вход в сам институт будет практически невозможным без чей-либо посторонней помощи. В старом корпусе нет абсолютно никаких подъемов и пандусов для колясок. А попасть через новый корпус также не представляется возможными – единственный проход между двумя корпусами находится на втором этаже и соединяет его несколько лестниц.

Центральный вход действительно снабжен пандусом, но его эффективность мы не рискнули проверить из-за крутого спуска и скользкого покрытия в мороз.

Но даже если человек на инвалидной коляске все же сможет оказаться внутри Гуманитарного института, то кроме как в аудитории на первом этаже, спортивный и актовый залы никуда попасть не сможет. Хотя большинство кафедр находится на этажах выше, а постоянно прибегать к помощи своих товарищей для многих будет неудобно.

Еще один неприятный момент: туалеты в институте совершенно не оборудованы и не предусмотрены для инвалидов. Кроме того, при попытке продемонстрировать этот недостаток мы столкнулись с еще одним затруднением: въехать в туалетную комнату у нас не получилось – дверной проем слишком узкий для громоздких конструкций коляски. И такие трудности во всем институте.

Для полной социальной адаптации инвалидам мало просто наравне со всеми посещать пары. Вовлеченность в другие университетские мероприятия, занятия спортом тоже являются неотъемлемой частью нормальной жизни. Но для них нет ни программ, ни предусмотренных мер для проведения физкультуры. А ведь паралимпийское движение развивается с большой скоростью.

Выводы из нашего небольшого исследования можно сделать неутешительные. Мы попросили прокомментировать наш эксперимент Александра Терлецкого, председателя новгородского отделения общества инвалидов.

«Отсутствие должных конструкций для инвалидов сильно сказывается на том факте, что в университет поступает так мало людей с ограниченными возможностями, - говорит Александр Евгеньевич. - В Гуманитарном институте учится только один инвалид-колясочник на заочном отделении. Два раза в год на экзаменах в университете его сопровождают волонтеры.

В первую очередь, это сказывается на социальной адаптации. Если человек с инвалидностью общается только в кругу людей с ограниченными возможностями, то в итоге замыкается в себе, тяжелее решает проблемы. А общение со здоровыми сверстниками дает возможность более быстрому и качественному обучению.

Хотя процент тяжелых инвалидов в Новгороде не такой и большой, и колясочников не так много, но такие люди есть и не стоит про них забывать. Те, кто хотят учиться, не могут нормально проходить обучение в вузе из-за недоступности. И чаще, вследствие такой проблемы, ищут более удобное для передвижения учебное заведение, даже вопреки желаемой специализации. Происходит такая ситуация несмотря на существующий федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ, принятый в 1995 году Государственной Думой. Закон хороший, но сегодня он не исполняется».

Фото: Алена Кузнецова

В исследовании помогала Маргарита Харохорина

За предоставление инвалидной коляски выражаем огромную благодарность Народному Театру Безграничных Возможностей «Жест» Великого Новгорода.