Атмосфера Марса позволила взлететь беспилотнику NASA. Может ли туда лететь человек?

Беспилотный вертолет NASA Ingenuity совершил первый испытательный полет на Марсе. Аппарат весит почти два килограмма и стоит 85 миллионов долларов. Он поднялся в воздух, несмотря на низкую плотность атмосферы и риски, связанные с холодными марсианскими ночами. Это был первый в истории человечества контролируемый полет на другой планете, передает сообщение американского агентства «Телеканал 360».

Отмечается, что беспилотник прибыл на планету вместе с марсоходом Perseverance. Некоторое время он парил над поверхностью Марса, а потом опустился. Сотрудники NASA радостно встретили этот момент. Они хлопали и смеялись. Гравитация на Марсе равна примерно трети гравитации Земли, а плотность атмосферы составляет лишь 1%. Поэтому организовывать полеты на этой планете гораздо сложнее. Ночью температура на Марсе может опускаться до −90 градусов. От такого мороза незащищенные электрические компоненты устройств могут замерзнуть и треснуть. По данным газеты Business Insider, устройство оснащено парой лопастей, которые вращаются в противоположных направлениях. Они способны двигаться со скоростью 2 400 оборотов в минуту, что примерно в восемь раз больше скорости лопастей пассажирского вертолета на нашей планете. Еще беспилотник имеет шесть солнечных батарей. Больше всего их энергии уходит на то, чтобы согревать дрон во время ночей.

Несмотря на скепсис, который царит уже много лет в отношении красной планеты среди ученых, интерес к Марсу в последнее время начал возрождаться. Владислав Шевченко, заведующий отделом исследований Луны и планет Института им. П. К. Штернберга МГУ им. М. В. Ломоносова, оценил шансы ученых на колонизацию ближайшей к Земле планеты.

– Что касается Марса, сейчас вокруг него обращается значительное количество спутников. Несколько разных стран запустили их. Это уже значительный прогресс. Наверняка читатели даже слышали, что есть такие общества, которые поставили своей целью создать какие-то команды, какие-то отряды переселенцев на Марс. Самый знаменитый сейчас у нас Илон Маск, который в Соединенных Штатах Америки является ведущим, наверное, конструктором ракетно-космической техники. Вот он там формирует такие экипажи для Марса. Но пока что я думаю, что это все незрело. Это не то что мой чистый скепсис. Но я пока опираюсь на современные факты. Вот что пока есть на сегодняшний день? Когда американцы запускали свои марсоходы, их было уже несколько там. И есть те, которые уже давно по Марсу путешествуют. Вот на них стояли датчики радиационной безопасности, которые измеряли излучение. Их в основном включали уже на самом Марсе, когда аппарат опускался на планету, чтобы понять, что будет, если астронавт окажется на поверхности Марса: будет на него действовать радиация или нет – будет, как на Луне, где это все практически преодолеваемо.

Но в одном случае при запуске одного из марсоходов такая аппаратура для анализа радиационного излучения была включена сразу же после старта с Земли. И она работала несколько месяцев: на Марс сейчас чтобы лететь, нужно преодолеть довольно сложные баллистические пути, кривую. И времени нужно несколько месяцев от Земли до Марса.

И вот в течение этих нескольких месяцев аппаратура работала. И когда аппарат достиг марсианской поверхности, сам он работал нормально, но все данные были переданы на Землю. И в серьезном, авторитетном научном журнале Science я прочитал, что анализ того, какой уровень радиации был зафиксирован во время перелета, дает понять, что если бы на этой станции был экипаж, то на Марс прилетели бы уже неживые люди. Они все погибли бы в результате этой радиации, которая является не солнечной, а космической. Поэтому она действовала именно в то время, пока аппарат летел.

«ВН»: – И придумать ничего нельзя, чтобы уберечь экипаж?

– Как говорили авторы этого исследования, можно предложить следующие защитные средства. Их было два. Это построить пилотируемый аппарат со стенками из алюминия метровой толщины. Наверное, вы понимаете, что это маловероятно технически. Или второй вариант – сократить время перелета от нескольких месяцев до очень короткого времени. Сейчас это тоже технически невозможно, потому что та ракетная техника, которая сейчас употребляется, не может дать ничего другого.

Так что те проекты, которые рассчитаны на то, чтобы переселиться на Марс, когда на Земле кончатся полезные ресурсы, изменится климат (а климат меняется) – эти проекты не получатся. И не получится послать на Марс пилотируемый экипаж хотя бы для исследования, хотя бы для кратковременного пребывания. То есть пока что Марс нам недоступен.

А Марс – это наиболее близкое к нам тело солнечной системы после Луны. Но все исследования и прочее можно вести только с помощью автоматики и роботов. И это в настоящее время осуществляется довольно успешно. Есть марсоходы, есть орбитальные аппараты, которые дистанционно исследуют Марс. Много научных исследований, результатов получено насчет того, есть ли вода на Марсе. Аппараты, которые сейчас направлены на Марс, должны дать ответ на вопрос: «Есть ли жизни на Марсе?» Речь, конечно, идет о жизни на микроскопическом уровне, на уровне микробов и бактерий. Но это тоже важно для того, чтобы понять, как существует жизнь в нашей Солнечной системе и как зародилась и развивалась жизнь на Земле.

Фото: NASA