В СМИ должны быть новости, не блогерство: интервью с Татьяной Каминской

В преддверии Татьянина дня мы встретились с известными Татьянами нашего города. Одна из них — Татьяна Каминская.

Татьяна Леонидовна — заведующая кафедрой журналистики НовГУ, преподаватель, журналист. Мы поговорили с ней о тенденциях в новгородских СМИ, блогерстве и, конечно, студентах.

— Современная журналистика — она другая? Новые СМИ отличаются от тех, к которым мы привыкли?

— С массовым переходом журналистики в сеть появилось такой понятие, как «дедлайн всегда». Когда бы ты ни написал, это всегда будет поздно, уже кто-то тебя опередил: в соцсетях, блогах — где угодно. С одной стороны, это может быть хорошо. Я человек быстрый, мне нравится быстро получать информацию. Но с другой стороны, конечно, в этой гонке за скоростью мы часто забываем об этике, о точности, о качестве преподносимой информации. Часто люди путают имена, должности, фамилии, какие-то детали — это всё кажется тоже таким несущественным. Когда идёт речь о высокой скорости, теряется качество — и это так в любом деле.

Татьяна Каминская со студентами

— А в новгородской журналистике тоже есть такие тенденции?

— Все современные тенденции связаны с цифровизацией контента. Читатели и зрители массово переходят в сеть. Молодые адресаты медиа-сообщений уже не смотрят телевизор, не читают бумажные версии газет. Поэтому, конечно, будущее за цифрой. И за персонификацией информации — потому что в этой парадигме каждый должен найти своё место. Значимое место в новых реалиях занимает блогинг.

О блогерах

— В чём всё-таки разница между блогером и журналистом?

— Отличие в личностном компоненте подачи материала. Блогер не имеет такой ответственности перед читателем, как журналист. Мало ли кто захочет прочитать его мнение, да и не смогут читатели предъявить ему претензии — это его личное мнение, и зачастую блог не зарегистрирован как СМИ. Поэтому, мне кажется, у блогера меньше ответственности, больше свободы, и в связи с этим более значим личностный компонент.

Татьяна Каминская со студентами

— В «Ваших новостях» трудятся блогеры и журналисты. Как Вы считаете, уместно ли блогерство в новостях?

— Наверно, это кому-то нравится. Но мне хотелось бы большей беспристрастности в подаче материала в СМИ, больше объективности. При подготовке материала нужно спросить нескольких экспертов, увидеть какой-то вывод на пересечении разных мнений, а не подавать информацию личностно. Всё таки новости — это новости, со всеми особенностями. Раз назвались «Ваши новости», то должны быть именно новости, а не личностные интерпретации событий.

О студентах

— Мы много говорили о влиянии цифры на СМИ. А в преподавании что-то изменилось в цифровую эру?

— В моей жизни тоже многое связано с сетью. Я часто принимаю студенческие задания и тексты во "ВКонтакте" или "Facebook". Мы переписываемся со студентами даже во время занятий, часто бывает, что я им что-то скидываю и потом так же по сети получаю ответы. И им это даже легче, чем рассказывать устно или, тем более, писать на бумажке и сдавать. Такой подход ещё и облегчает процесс проверки в системе антиплагиата. В то же время студенты стали более мобильными: они могут быстро сориентироваться и пойти на какое-то мероприятие, не нужно их заранее подготавливать. Они уже готовы к тому, чтобы куда-то идти и писать об этом.

— В связи с развитием того же блогерства не испытываете ли Вы недостатка в абитуриентах или сотрудниках кафедры?

— К науке у многих наших студентов склонности нет, они стремятся пойти в практику, в СМИ, у них серьёзная профессиональная мотивация. Но у нас стабильно востребованная специальность, стабильно большой конкурс при поступлении, много платников, есть магистратура и аспирантура. У нас молодой преподавательский состав, и все преподаватели имеют профессиональное образование, на нашей кафедре преподают практики.

— А кем Вы себя больше ощущаете: журналистом или преподавателем?

— Преподавательская идентичность мне далась с трудом. Я не люблю по сто раз объяснять, мне не хватает терпения, хочется быстрее получить результат. Очень трудно совмещать преподавателя и журналиста, потому что одно противоречит другому, но когда я езжу в поездки или командировки, я чувствую себя журналистом. Обо всех своих поездках я пишу и материалы публикую. А когда я на кафедре, то больше ощущаю себя преподавателем, потому что все у меня что-то спрашивают, консультируются.

Татьяна Каминская со студентами