Александр Жуковский: «История о том, как из лидеров стать аутсайдером»

Агентство стратегических инициатив (АСИ) 20 февраля на VI международном инвестиционном форуме в Самаре презентовало федеральный проект «Территория Идей», который «запускает» по российским городам ровно то, что существовало в Новгороде полтора десятка лет и от чего два года назад публично отказались городские власти.

Обнаружила этот факт новгородский лидер партии «Гражданская платформа» Елена Михайлова. «Я мониторю сайт АСИ со времен его старта, считая, что Агентство было создано в пику Сколково, в последнем я видела смысл и принимала одно время участие. И вот на сайте Агентства я вдруг вижу что-то знакомое. Я даже не сразу сообразила, а просто интуитивно уцепилась и прочла не раз. И вижу: Агентство приняло решение запустить по российским городам направление, которое 15 лет как существовало и только 2 года назад было закрыто в Великом Новгороде», – поделилась Михайлова.

Идея проекта – формирование комфортной социальной среды в городах – заявлена как основа их инвестиционной привлекательности.

АСИ утверждает, что своим проектом «Территория Идей» «первым создает действующую общероссийскую площадку обмена идеями развития городской инфраструктуры, где эксперты, блогеры, художники представят лучшие идеи развития города». Проект «Территория Идей» представляет собой серию из 30 конференций, которые пройдут в 15 городах Российской Федерации и будут направлены на распространение лучших технологий и идей развития городов.

Действительно, замысел проекта Агентства стратегических инициатив чрезвычайно интересен и заставляет обратить внимание на наш собственный новгородский опыт такой деятельности.

Напомню, что в феврале 1996 года распоряжением Александра Корсунова – в то время главы администрации города – было создано муниципальное научно-образовательное учреждение «ДИАЛОГ».

Целью учреждения было оказание сервисных услуг образовательного, информационного, аналитического характера местным и региональным органам власти и управления в Новгородской области, общественным и другим заинтересованным структурам. Учредитель – администрация Новгорода – исходила из понимания необходимости создания условий для системного повышения эффективности местного самоуправления и гражданских инициатив.

«ДИАЛОГ» выступал как межведомственная структура, определяющая стратегию муниципального и регионального развития и изыскивающая лучшие пути такого развития. То есть в основу управления процессами эволюции городов и социальных отношений новгородцы смогли положить стратегию и тактику, а не сиюминутные цели, капризы власти или внезапные обстоятельства.

Юридический статус (образовательное учреждение) МНОУ «ДИАЛОГ» позволял интегрировать усилия, инициативы и ресурсы федеральных, региональных, муниципальных, частных, зарубежных партнеров для оптимизации социальных взаимодействий в Новгороде, регионе.

В то время в России вообще не было каких-то ориентиров развития, поэтому в Устав учреждения была вписана всеобъемлющая формулировка: «компиляция образовательных, научных, административных, общественных инициатив, направленных на повышение разнообразной активности на территории, повышение эффективности процесса управления». В таком же правовом вакууме в сложных условиях становления местного самоуправления МНОУ «ДИАЛОГ» сумел наладить законную целевую и финансово-хозяйственную деятельность – за счет организации общественного взаимодействия различных участников многих разноуровневых, ведомственных и вневедомственных процессов.

Так, на базе «ДИАЛОГ»а была создана первая в России региональная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных муниципальных служащих. В «ДИАЛОГ»е писалась первая «Федеральная программа поддержки местного самоуправления в России», были реализованы свыше 20 актуальных проектов, в том числе крупные международные проекты в различных социальных сферах.

Велась работа по оказанию консалтинговых услуг другим городам России. Именно «ДИАЛОГ»ом совместно с администрацией Новгорода была актуализирована деятельность Союза городов Северо-Запада России (инициатива первой новгородской демократической волны под руководством О. Очина).

Такая новгородская разноплановая активность была замечена и в России, и за рубежом. Благодаря этому в 1998 году на Новгородскую область «упал» супергрант «Партнерство во имя свободы» с задачами поддержки и развития гражданской активности в регионе. Так случилось, что средства этого гранта пришли в регион во время дефолта (август 1998 года) и косвенно помогли жителям области мягче перенести проблемы кризиса, чем это происходило в других регионах России.

Внимательные наблюдатели могли заметить, что сразу после дефолта эйфория от перестройки в стране стала спадать, появился «красный пояс» (регионы с повышенным фоном влияния КПРФ), а Новгородская область оставалась, на удивление, почему-то (по голосованиям) типично «правой» территорией!

Не очень внимательные наблюдатели связывали это обстоятельство с активностью действующего «уверенно правого» губернатора Михаила Прусака. Когда к 2000 году средства гранта были исчерпаны, в Новгородской области региональная КПРФ быстро стала актуальной (в том числе и из-за профессионализма организаторов).

Действовавший тогда чрезвычайно эффективно глава администрации Новгорода Александр Корсунов, его технологическая группа и команда обеспечили городу статус уникальной территории, способной координировать и вести работу по развитию местного самоуправления в рамках международной деятельности Совета Европы по реализации условий европейской Хартии местного самоуправления.

Трагическая гибель Корсунова в сентябре 2003 года приостановила рациональное развитие города. Но, по инерции, к 2005 году с Европейским Союзом был согласован проект создания в Великом Новгороде «Международного Центра координации деятельности местных властей» на базе имущественного комплекса «ДИАЛОГ».

Надо ли пояснять, что это перспектива в союзе с городом Страсбург (Франция), открывала Великому Новгороду действительно Великую перспективу! Публичный след этой перспективы можно найти в публикациях федеральной прессы: Ольга Тропкина, 4 августа 2005 г. Российская газета: «Владимир Яковлев получил одобрение Президента на создание Международного муниципального центра... Министр регионального развития сообщил Владимиру Путину о намерении создать в России совместный с ЕС Центр координации местных властей… на базе Великого Новгорода...».

Однако уход из жизни Корсунова и события следующего 2006 года в России радикально изменили обстановку – и тема о стратегических перспективах Великого Новгорода остается открытой уже 7 лет.

И все же появление серьезной инфраструктуры в Новгородской области в таких запущенных сегментах гуманитарной сферы, как управленческое, социальное, политическое образование и развитие, сохраняло условия (в том числе и рыночные) для инновационного социального прорыва Великого Новгорода, поскольку в иных городах и регионах России ничего подобного по уровню и опыту по-прежнему не было.

Центр «ДИАЛОГ» был внесен в международный список «фабрик мыслей» – структур-производителей идей. И этот же 2006 год стал точкой его заката. Изменившееся федеральное законодательство, «развивая» Россию, в очередной раз «изменило» правила и условия существования некоммерческого сектора (да и других), подорвав его возможности развития изнутри, т.е. за счет внутреннего муниципального финансового оборота. Взамен естественных сложившихся форм развития в Москве были запущены «национальные проекты», которые должны были принести «счастье» гражданам России и Новгородской области извне, т.е. не от собственной активности (пресловутый патернализм населения так и формируется: сидите-ждите и вам дадут. Наверное).

Российская и местная бюрократия (в частности, действующий мэр) собственными «улучшениями» еще больше усугубили кризис и создали себе персонифицированные проблемы на ровном месте (одни – на Болотной в Москве, другие – кинув тень на гражданское общество региона и собственную инфраструктуру развития области).

Под брендом «ДИАЛОГ» (фабрика мыслей, «территория идей», «площадка договоренностей») после 2010 года в Великом Новгороде стал функционировать другой центр «Диалог», с маловнятной структурой: то ли Дом культуры, то ли Дом мод, то ли Дом торговли. От прежнего проекта остался работать (на птичьих правах и энтузиастах) только Выставочный центр современного искусства и некая приставка к ставшему несуразным названию «общественные инициативы».

Попытки новгородских общественников и даже некоторых официальных лиц (в том числе Ильи Клебанова, Сергея Фабричного) протестовать были проигнорированы местной властью так же, как были проигнорированы и международные эксперты. «…Будущее наверняка потребует бóльшую взаимосвязь и взаимопонимание между обществом и институтами власти. Боюсь, что на этом фоне фактическое закрытие «ДИАЛОГ»а может весьма негативно отразиться на имидже (облике) области в России и за её рубежами. «Родина России» этого не заслуживает», – обращался в письме к губернатору и мэру Николай Петро, профессор политологического факультета Род-Айлендского университета (США), почётный доктор НовГУ, стипендиат Совета по Международным Делам (Council on Foreign Relations), участник Валдайского Клуба.

Теперь федеральный центр, уже со своей стороны, создал и продвигает в города красивый проект – Агентство стратегических инициатив с его «Территорией Идей». Директор этого социального направления в АСИ Владимир Яблонский подчеркивает: «Формирование комфортной социальной среды в городах представляет собой одну из приоритетных задач государственных и муниципальных властей как развитых, так и развивающихся стран». Что станут делать с реализацией этого внятного столичного посыла новгородские власти, остановившие на полном ходу действующий уникальный социальный проект и эффективное учреждение? Как они смогут вернуть город к движению навстречу стратегически верному ориентиру, ныне «благословленному Президентом»: к опоре на местные инициативы и совместные межрегиональные, международные проекты для развития нашей новгородской (российской) территории?