День Победы, «Бессмертные строки» и группа «Джанго»

Мы были страной поэтической. Возьму сейчас наугад несколько книг с полки – Михаил Светлов, небольшой серый сборник 1959 года, «Государственное издательство художественной литературы» – тираж 25 тысяч. Синий томик Константина Ваншенкина, то же издательство, такой же формат, издание 1966 года – тираж 100 тысяч.

Замечу, кстати, что в 2021 году не то что стихи, но даже самая-самая популярная проза редко выходит такими тиражами (а разового тиража в 100 тысяч сейчас вообще ни у одного из наших писателей нет).

В начале нынешнего века по независящим от русской литературы обстоятельствам поэзия ушла куда-то на задворки. Почему-то она оказалась несовместима с капитализмом и предлагаемой им так называемой «свободой» (быть рабом капитала) – несовместима, очевидно, как гений и злодейство.

Но поэзии нечего делать на задворках. Поэзия должна быть, как солнце, – можно даже его не замечать, но оно есть и освещает жизнь.

В День Победы во МХАТе Эдуард Бояков поставил спектакль «Бессмертные строки». Героем его стала поэзия, и это прекрасно.

Актеры выходили и читали стихи о той войне – стихи Ольги Берггольц, Юлии Друниной, уже упомянутого Михаила Светлова, Семена Гудзенко и других. Одни поэты воевали, другие были военными корреспондентами, кто-то был санитаркой на фронте, кто-то стал голосом блокадного Ленинграда – и они ковали победу словом и делом, кто как мог, претерпевали бесконечные лишения, видели смерти близких и друзей, сами оказывались от смерти на волосок, но не сдавались.

Видеовозможности мхатовской сцены позволили добавить в представление эффекты, благодаря которым впечатление от стихов только усиливалось. Затем сцена раскрылась в два яруса, и на верхнем оказалась известная группа «Джанго», а на нижнем – мхатовские актеры.

Музыканты пели песни военных лет, а артисты читали в лицах стихи Александра Твардовского о Василии Теркине – но это было не просто чтение, а полноценное действо. Я не удивлюсь, если, например, запись того, как читал 9 мая «Теркина» народный артист России Валентин Клементьев, станут показывать в театральных вузах в качестве образца. Это было именно что образцовое, эталонное чтение, где пафос, интонация, художественная подача проведены просто идеально.

О песнях следует сказать особо: исполнять те песни так, чтобы зритель поверил, чтобы проникся, нелегко, но Алексей Поддубный и его группа «Джанго» оказались на высоте. Когда в финале они исполняли «День Победы», весь зал в едином порыве поднялся и аплодировал еще несколько минут после того, как песня закончилась.

Вообще чередование музыки и стихов, которые читают со сцены мастера своего дела (а кроме Валентина Клеменьтева, там ведь были и такие замечательные артисты, как Татьяна Шалковская, Сергей Габриэлян и другие) оказалось чрезвычайно действенным художественным приемом. Не секрет, что современный зритель избалован обилием контента – сериалами, кино, интернетом, видеоиграми и прочим. Спектакль «Бессмертные строки» показал, что поэзия, поданная талантливо, художественно и со вкусом, по-прежнему находит отклик в его сердце, и это чудесно.

Фото: mxat-teatr.ru