ММКФ-2021. День пятый, 26 апреля. Дневник злобного кинокритика. Обманутые папуасы, медуза-убийца, вьетнамская безвкусица и великолепный Каурисмяки

Идёт уже пятый, пятый день кинофестиваля! Нервная нагрузка велика – в день смотришь по четыре фильма, чувства уже притупляются. Уже на просто хорошем кино долго не усидишь. Чтобы найти интересный фильм, ты бегаешь из зала в зал.

В старом добром советском фантастическом фильме «Гостья из будущего» был такой автобус-телепорт со множеством дверей. И я, как Алиса Селезнёва (моя фамилия действительно Селезнёв) или как другая Алиса из «Страны Чудес» Льюиса Кэрролла, начинаю марафон по залам, открывая одну дверь за другой.

Зал 2. «140 КМ К ЗАПАДУ ОТ РАЯ» (конкурс документального кино)

Жили-были папуасы в Новой Гвинее, жили себе, не тужили, пока не пришли на их землю улыбчивые белые люди. Американцы предложили пустить их на землю, чтобы газ добывать, а взамен пообещали им деньги и развитие региона. Как водится за пендосами, кинули колонизаторы туземцев. Они пробурили скважины в земле и стали тупо газ сосать. А роялти? Какие роялти, забудьте. Танцуйте тумбу-юмбу перед нашими туристами.

Папуасы, конечно возмущаются, митингуют. Но я бы на их месте меньше говорил, а напал бы на чужаков. Призвал бы в помощь духов, разгромил бы и спалил бы к чёртовой матери газодобывающую станцию. И танцевал бы тумбу-юмбу вокруг этого костра. Заодно и проблема с туристами была бы решена – мигом бы все гринго уехали. 

 

Зал 5. «ЧЁРНАЯ МЕДУЗА»

Сюжет вроде хороший. Одна девушка вечерами ходит по городу и убивает мужчин. Сначала подпускает их к себе, но как только те её трогать начинают – убивает. Такая вот недотрога. Что же случилось, зайка, в твоей жизни? Может, обидел тебя кто? Феминистка, что ли?

Но сделана картина в экспериментальном ключе. Фильм чёрно-белый, постоянно шум какой-то на заднем плане звучит. Баба эта заторможенная какая-то, всегда молчит, надулась, не улыбнётся. Да кто ж к такой подойдёт! Да сразу видно, что она на голову больная! Все женщины, конечно, немного того – но чтобы попытаться с этой сойтись, тут много выпить надо.

Разбираться в дебрях разума чёрной медузы я не стал, пошёл дальше.

Зал 7. «ДЕТИ СОЛНЦА»

Иран, солнце, дети. Группа иранских беспризорников скручивает на паркингах колёса у дорогих иномарок и промышляет прочим воровством – криминальный и опасный бизнес. Но что бы ни случилось, пацаны друг друга не бросают и держатся вместе, как четыре мушкетёра. Один за всех – и все за одного!

Фильм показался мне довольно приключенческим, рекомендую к просмотру всей семьёй. Но фабула не нова, ушёл я через полчаса.

Зал 1. «КРОВОПИЙЦЫ»

На фильм про вампиров – так было написано в анонсе – учитывая антиковидный шахматный порядок рассадки, собрался полный зал. Все, как и я, рассчитывали посмотреть остросюжетный триллер. Однако у немецкого режиссёра если и было целью что-то высосать, то только мозг у зрителя. Его киноязык настолько был труден для восприятия, что я ушёл минут через 20. Чушь это собачья.

3ал 8. «БЛАГОСЕРДНАЯ НОЧЬ»

Ну наконец-то! Я нашёл фильм, который стоило посмотреть весь. Новый фильм финского режиссёра Каурисмяки. Ну кто не знает Каурисмяки! Каурисмяки знают все. Он плохого не снимет, потому что он мастер. Его фильмы не назовёшь шедеврами, в них не ничего такого уж необычного. Его картины о простых человеческих ценностях, об обычных человеческих отношениях. Но они настолько крепко и слаженно слеплены, что смотреть их одно удовольствие. Этот фильм не стал исключением.

Финляндия. Хельсинки. Весенний локдаун. На улицах почти никого. В столице Суоми и так немноголюдно, а при пандемии она совсем опустела. Все сидят по домам, соблюдают антиковидные ограничения. Бары и рестораны все закрыты, некуда финну приткнуться. Владелец одного бара сам себе в пустом питейном заведении накрывает на стол. Зажигает свечи, открывает бутылку вина.

И тут – стук в дверь. Врач, возвращающийся со смены, заглянул на огонёк. У него был трудный день. У него не всё хорошо в личной жизни. Он устал. Ему необходимо выпить. И вот уже двое сидят за столом. А там, где за бутылкой сидят двое мужиков, обязательно появится и третий – в бар постучался со своими проблемами проходящий мимо работник соцслужбы.

Все они одного возраста, всем финским мужичкам около полтинника. Немало ими уже прожито и пережито в жизни, есть о чём друг с другом поговорить, есть чем поделиться. И каждый из трёх мужчин рассказывает свою историю. К утру выясняется, что не все из бара пойдут домой.

Зал 7. «ВКУС»

И снова зал битком – немудрено, фильм наградили на минувшем Берлинале «Золотым медведем». Картина молодого вьетнамского режиссёра получила в Берлине специальный приз жюри.

Замечено, что чем больше на экране происходит непонятного, тем в большие восторги приводит фильм критиков. Тысячами знаков они в своих статьях готовы объяснить задумку автора. Но я буду по-рабочекрестьянски прямолинеен. По мне, картина «Вкус» – просто хрень какая-то. Видимо, вкуса у меня нет.

Действие (хотя это действием мне трудно назвать) происходит в трущобах вьетнамского города Хошимина. Картина состоит из череды сменяющих друг друга зловещих и мрачных инсталляций. Участники сцен (героями фильма я их тоже назвать не могу) – один высокий негр и три вьетнамки в возрасте. В комнатах с чёрными стенами, похожими на тюремные камеры, они бродят голыми туда-сюда. Готовят еду, едят, моют полы и друг друга. Где моются, там же при всех и справляют нужду. В одной сцене негр со своим членом разговаривает, в другой – одну из вьетнамок сношает. Скотство какое-то. Свинья ещё бегает между ними – люди сами ведут себя, как животные. Да, вкус у режиссёра чрезвычайно изощрённый.

Мой же вкус этого не выдержал. Не досмотрев фильм, я ушёл. Тьфу ты, мерзость. Забыть бы всё это. Хо Ши Мина на вас нет.