ММКФ-2021. Дневник злобного кинокритика. День четвёртый, 25 апреля. Карл Маркс, Фридрих Энгельс и порно

Как можно заметить по моему кинодневнику, в кино меня привлекает брутальный тип героя, то есть героя в изначальном смысле этого слова.

Слово «герой» родом из Древней Греции. В Греции ими называли полулюдей-полубогов или отличившихся в чём-то их потомков, которые вели свой древний род от какого-нибудь олимпийского бога. Именно они и становились главными персонажами (героями!) древнегреческих эпосов и трагедий.

Трагедия героя состояла в том, что наследуя вместе со своим божественным происхождением такие уникальные качества, как несоизмеримую силу, отчаянную смелость, удивительную ловкость, герой в тоже время оставался смертен – от своей человеческой природы герой наследовал смерть. Но зная свою судьбу, несмотря на свою участь, герой всё равно бросал судьбе вызов и двигался навстречу своей смерти. Вот основная фабула древнегреческих трагедий.

С тысячелетиями понятие героя в западной культуре претерпело существенные изменения.

В кино уже давно сложился и стал штампом тренд в качестве героев представлять больных, униженных и оскорбленных. Зачастую в кино главные персонажи – это инвалиды и нищие, сирые и убогие. Они плачут и страдают, мычат, шамкают ртами и трясут своими лохмотьями с экрана, тем самым вызывая умиление небедной, а зачастую и богатой публики. Брутальные же герои в основном выдавлены из авторского кино в низкопробные блокбастеры.


К чему это я? Забежал на фильм «Оазис» – не помню имени-фамилии – белградского режиссёра. В картине три главных героя, и все они пациенты сумасшедшего дома. Один парень и две девушки. У всех налицо признаки идиотии. Девушки влюблены в парня, и одна из-за него режет вены. Такой вот душевнобольной любовный треугольник. Интересно? Мне нет.


Фильм «Мисс Маркс». Маркс – тот самый, который Карл, автор «Капитала». А «Мисс» – это его дочь, Элеонора. Это историческое кино о дочери Маркса. Честно признаюсь, кино немного скучноватое, хотя и добротно снятое. Маркс и Энгельс со своими четырьмя брусками «Капитала» давно безнадёжно устарели. В мире уже давно все классы смешались, рабочих заменяют роботы и мигранты, на рынках надуваются и лопаются финансовые пузыри, на смену национальным деньгам приходят ничем не обеспеченные криптовалюты, и чёрт-те что происходит на финансовых рынках, куда там с Марксом и Энгельсом из позапрошлого века разобраться!

Но некоторые подробности личной жизни этих двух бородатых носорогов и их близких, всплывшие в фильме, забавны.

Энгельс, например, содержал всю многочисленную семью Маркса. Не имея собственных детей, во избежание скандала он признал своим его внебрачного сына от служанки. Всего вместе с бастардом у Маркса было семь детей – он был сексуально активен и чрезвычайно плодовит не только в количестве написанных статей и книг.

Два товарища не разлей вода, обличая прибавочную стоимость капиталистов, неплохо жили за счёт неё – папа Энгельса был преуспевающим фабрикантом и оставил хорошее наследство, часть которого после смерти Энгельса отошла родственникам Маркса.

Младшая дочь Маркса Элеонора, о которой идёт в фильме речь, продолжила дело отца, она боролась за права рабочих и женщин. Но несмотря на то, что Элеонора хорошо знала и пела «Интернационал», она предпочитала буржуазный образ жизни.

Полностью разделяющему её социалистические взгляды неофициальному мужу тоже полюбилось гулять за счёт Энгельса – сойдясь с Элеонорой, он стал занимать у автора «Коммунистического манифеста» крупные суммы. А уже за счёт рабочей социалистической партии Германии он заваливал номер своей неофициальной жены букетами роскошных цветов. Потом он, правда, охладел к ней и стал цветы дарить уже другим. В конце концов Элеонора покончила жизнь самоубийством.


Что будет, если запереть в период пандемии на карантин безумного, безумно талантливого румынского режиссёра, каким является Раду Жуде? Родится «Неудачный трах, или Безумное порно».

(от редакции - мы осуждаем разного рода проявления порнографии в кино и массмедия. Порно - это плохо и атата.)

Что является порно на экране, а что эротикой? Есть один простой критерий. Если в кадре появляется половой орган – так это точно порнуха. Так вот, можно обойтись без всяких критериев. Фильм Раду Жуде начинается с жёсткого порно.

Режиссёр даже не пытался нащупать границы допустимого, как, например, Ларс фон Триер в своей «Нимфоманке», он просто переступил их – на большом экране перед охреневшими зрителями в течение нескольких минут со всеми сопутствующими сладострастными вздохами и охами, стоя и лёжа, разными позами и способами активно сношалась румынская парочка. Это был удар ниже пояса. На экране мелькал не только половой орган, он ещё весьма интенсивно входил куда надо и откуда надо выходил. Румын кувыркался со своей подругой, вертел её и так и этак, пока, наконец, действие не пришло к своему естественному завершению. Это была точно не эротика.

Это была завязка. Участница порно – учительница одной частной школы. Ноутбук мужа с home video был сдан в ремонт. Ноутбук, конечно, отремонтировали, а вот видео скачали и выложили на Pornohub. А то, что попало в сеть, уже обратно не выцарапать. И родители учеников, и сами ученики узнали всю голую правду о преподавательнице.

В фильме три части. В первой Жуде устраивает экскурсию по солнечному Бухаресту. Главная героиня идёт через полгорода в школу на разбор полётов. Ей предстоит трудный и унизительный разговор. Она проходит рынок, заходит в несколько магазинов, в аптеку (там покупает успокоительное). Камера следует за ней, по пути отвлекаясь на виды старого или советского Бухареста или на то, что показалось режиссёру интересным. Например, цветок, пробивающий асфальт.

И везде на улицах румыны, румыны, румыны. Автор знакомит зрителя со своим народом. По ходу действия учительница вступает в перепалку с хамом-водителем, перегородившим своей машиной весь тротуар. Достаётся и оператору, съёмки, предполагаю, проходили в натуре, и какая-то бабка посылает съёмочную группу в то место, куда входил и выходил в начале фильма половой орган румына.


Вторая часть фильма называется «Короткий словарь анекдотов, знаков и чудес». Это записная книжка автора, которую он листает на экране в алфавитном порядке. Она представляет собой видеоколлаж из румынской документальной хроники, видеоприколов, зарисовок, анекдотов, порносцен, афоризмов, нужной и ненужной информации. Чаушеску, фашисты, военные, священники, цыгане, крестьяне, дети, люди, кони – всё смешалось в пёстром калейдоскопе словаря Жуде. Это тот сор, из которого растут цветы – плоды его творчества.


В третий части наступает апофеоз – судилище над учительницей во дворе школе. Оно предоставляет собой уморительную и умопомрачительную феерию ханжества, невежества, вульгарности, пошлости, цинизма и лицемерия. Чем-то похоже на советский фильм «Гараж», только где собравшимся позволено всё. Румыны орут, ржут, ругаются, сально шутят, дерутся. Автор не отказал себе в удовольствии прокрутить порноролик ещё раз.


Является ли такой фильм с откровенным порно предметом культуры? Конечно. Вспомним, например, средневековые карнавалы, в которых позволялись многие непотребства сексуального характера. Чего уж там говорить о языческих сатурналиях в Древнем Риме. Языческой концовкой сексуально-орального характера фильм и заканчивается.

Да и что это, как не безумно весёлый румынский карнавал?

Фото: moscowfilmfestival.ru