Деньги в «Огонь» патриотизма

Вот, думаешь, после просмотра очередного «Балканского рубежа», ну куда ещё дальше? Куда глубже упадёт отечественный кинопром в своём патриотическом нуаре? Вроде и так уже скребётся дно. Но нет, не перестаёт удивлять российская киноиндустрия – в сети появился фильм о пожарных с незатейливым названием «Огонь».

«Огонь» «пылал» в кинотеатрах с конца декабря по начало марта и «тлеет» до сих пор. Его прокат можно назвать успешным. Имел место точный продюсерский расчёт. Из-за пандемии люди засиделись дома и истосковались по кинотеатрам. Когда перед новогодними праздниками представилась возможность, люди массово пошли смотреть кино – пик продаж билетов совпал с январскими каникулами.

В фильме снялись именитые актёры: Константин Хабенский, Юрий Кузнецов, Виктор Сухоруков. В том числе, благодаря и их именам на афишах была собрана внушительная касса. На сегодняшний момент продажи составили около миллиарда рублей при полумиллиардных затратах. Учитывая то, что половина выручки идёт кинотеатрам, фильм окупился в ноль – при текущем положение дел в киноиндустрии это более чем хорошо.

Точка безубыточности найдена, количественные показатели, как минимум, в норме. Но, вот, качественные? А если судить по качеству, то зрителям показали очередной низкопробный продукт глянцевого ура-патриотизма. Попросту говоря, халтуру.

Вроде бы обыгрывается реальная проблема – лесные пожары, которые вспыхивают по России каждый год. Но содержание фильма иначе, как сюрреализмом, не назовёшь. Каких там только нелепостей и небылиц нет! И салют посреди горящей деревни, и роды посреди пожарища, и вертолёт через дым и огонь нёс по воздуху машину, полную спасённых детей. Всё это безумие сопровождается неестественными диалогами и отношениями между персонажами. Сюжетные перипетии высосаны из пальца, как будто студент-недоучка сценарий прописывал. При этом шаблон на шаблоне, использованы все дешёвые клише.

И всё действие происходит на фоне компьютерно-идеальной России в ядовито-ярких цветах. Небо иссиня-голубое, леса изумрудно-зелёные. На базе МЧС стерильная чистота. Белые рубашки сотрудников, выглаженные комбинезоны. В ангарах и помещениях ни пылинки, самолёты начищены до блеска. В комнатах и залах повсюду компьютеры, флаги, плазменные экраны. Путин на пару с Шойгу ласково с портретов щурится. Слава России!

Задаёшься вопросом. А, вообще, авторы знакомы с жизнью за пределами МКАДа? Привлекались ли в качестве консультантов реальные пожарные? Ну, ведь даже человеку далекому от их опасного дела, понятно, что у пожарного не может быть такой роскошной бороды, как будто он только что из барбер-шопа вышел. На кого рассчитана эта вся убогая, но недёшевая фантазия? На подростков? Вы хотите воспитать из них патриотов? Но как можно воспитать в них патриотизм, кормя лабудой?

Хорошо, давайте не за искусство, за пропаганду патриотизма поговорим. Ленин считал кинематограф важнейшим из искусств. Сталин был главным киноцензором, он лично просматривал чуть ли не каждый фильм, выходящий в Советском Союзе. В брежневском СССР целые художественные комиссии подолгу разбирали картину, прежде чем выпустить её в прокат. Кино и в мире считалось и считается важнейшим политическим инструментом, элементом холодной и гибридных войн. В США в годы маккартизма прочистили весь Голливуд от «левых» режиссёров и сценаристов.

Приведу ещё к месту одну цитату:

«...если кто-либо подходит к решению проблем с патриотизмом в художественной сфере, он должен уяснить для себя, что и в этом случае искусство определяется не желанием, а мастерством. Патриотическое мировоззрение не может восполнить художественные недостатки. Если какая-нибудь фирма подходит к изображению событий, связанных с патриотической тематикой, то этот фильм должен обладать высокими художественными достоинствами».

Чтобы не шокировать кого-либо я заменил в этой выдержке слово «национал-социализм» на «патриотизм». Это цитата Геббельса – уж кто-кто, он-то разбирался в пропаганде.

Вы что, думаете молодёжь не чувствует фальшак и ваш ложный пафос? Вы думаете они совсем дебилы («, б..»)?

Скорее всего, «не думают» сами продюсеры и режиссёры. «Ничего патриотичного, это просто бизнес», – слышится ответ, – «мы просто пилим «бабло».

Вот, наверное, как это происходит. Из министерства культуры спустили госзаказ – по плану до конца года надо выпустить что-нибудь патриотичное. За это «что-нибудь» взялись проверенные продюсерские центры – осваивать госбюджеты им не впервой. Составили, раздули, утвердили смету. Наняли сценаристов. Те тяп-ляп, там пришили, там натянули, там содрали – готово. Получите – распишись. Сформировали режиссёрскую группу и труппу актёров. Часть выехала на место локации, часть – осталась сниматься в съёмочных ангарах. Мотор! На всё про всё времени немного, сроки поджимают. Так, стоп – снято. В монтаж! Монтажёры зашлифовали фильм компьютерной графикой. Дальше дело за ловкостью промоутеров.

Кушать подано! Хавайте!

И пипл хавает, куда ему деваться.

Прикормленные издания напишут хвалебные рецензии или тактично промолчат. Боты накрутят рейтинг – на КиноПоиске рейтинг «Огня» сейчас 7.6 из 10 – если честно, верится в него слабо.

Вроде бы бюджет отбился и волки сыты. Но представьте, сколько впустую потрачено денег, усилий и времени многих людей! Как и производителей кино, так и его потребителей. А ведь ещё эффект от такого патриотического фильма может быть и противоположный. Благодаря такому кино в молодёжной среде не патриотизм, а нигилизм растёт. Не верит молодёжь таким лживым героям. Не хочет новое поколение жить в такой стерильно-чистой России. Искушены они Навальным, тот им качественное «кино» показывает, выходят они за Навального на многотысячные митинги.

Так что, с подобным кино можно доиграться. Полыхнут не только компьютерные леса, но и вся Россия.

Фото: kinopoisk.ru