Одиноким предоставляется экран. Заметки о советском кино.

Существует, например, семь (на самом деле, их гораздо больше: от «Одиноким предоставляется общежитие» до «Москвы слезам не верит») советских фильмов об одиноких, преимущественно интеллигентных женщинах, которым за тридцать:

 

1. «Мама вышла замуж». 1970 год, режиссёр Виталий Мельников, в главной роли Люсьена Овчинникова.

2. «Дневной поезд». 1976 год, режиссёр Инесса Селезнёва, в главной роли Маргарита Терехова.

3. «Дамы приглашают кавалеров». 1980 год, режиссёр Иван Киасашвили, в главной роли Марина Неёлова.

4. «Будьте моим мужем», 1981 год, режиссёр Алла Сурикова, в главной роли Елена Проклова.

5. «Самая обаятельная и привлекательная». 1985 год, режиссёр Геральд Бежанов, в главной роли Ирина Муравьёва.

6. «Зимняя вишня». 1985 год, режиссёр Игорь Масленников, в главной роли Елена Сафонова.

7. «Одинокая женщина желает познакомиться». 1986 год, режиссёр Вячеслав Криштофович, в главной роли Ирина Купченко.

 

Удивительно не только само количество фильмов, снятых на данную тему, но и обилие жанров и, скажем так, ракурсов: от народной комедии («Служебный роман») до практически арт-хаусной мелодрамы («Дневной поезд»). Причём фильмы-антитезы, повествующие уже о закоренелых мужчинах ­– холостяках, как правило, также затрагивают тему одинокой женщины за тридцать и раскрывают её (эту тему), порой, ничуть не хуже. Например, «Выйти замуж за капитана» Мельникова или даже «Где находится нофелет?» Бежанова, созданный в рамках откровенного отзеркаливания предыдущей его картины «Самая обаятельная и привлекательная», мужчин демонстрируют в значительной степени карикатурно, в то время как женщин — всерьёз и со вторым и третьим планами. Следующий момент — как минимум, в двух советских фильмах на указанную тему произносится слово «секс»: в «Дневном поезде» и «Одиноким предоставляется общежитие», так что и секс в Советском Союзе был, хотя предпочтение отдавалось, конечно и к счастью, любви.

Далее — наиболее сложным, тонким и, что ли, универсальным на данную тему можно назвать фильм режиссёра Виталия Мельникова «Мама вышла замуж», ибо в нём замечательно прописаны и показаны как история самой женщины, так и история её ребёнка от первого брака, и история мужчины, возникающего в её жизни. Ребёнок не фигурирует в фильмах «Дневной поезд», «Дамы приглашают кавалеров», «Самая обаятельная и привлекательная» и «Одинокая женщина желает познакомиться», что несколько упрощает режиссёрскую задачу.

В «Будьте моим мужем» и «Зимней вишне» ребёнок наличествует, однако отсутствует его рефлексия по поводу появления у матери постороннего мужчины. В фильме «Мама вышла замуж» есть всё, даже микс из народных героев и интеллигентского юмора — скажем, шпилька со стороны персонажа Николая Бурляева по поводу писательской фамилии Леонов своего потенциального отчима, гениально сыгранного Олегом Ефремовым. Есть и удивительный саундтрек, где «Хмуриться не надо, Лада» сочетается с «Allegro» И. С. Баха очень органично, по-балабановски.

Впрочем, про все вышеуказанные фильмы можно говорить отдельно — долго и обстоятельно.