Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка одиннадцатая: «Новгородские бойцы»

Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.

Новгородские бойцы

Драчливость новгородцев вошла в пословицу. По преданию, когда они свергали Перуна, рассерженный бог кинул на волховский мост свою палицу и молвил зловеще: «сим потешайтесь!» и с той поры дерутся новгородцы как бешеные. 

Летописи действительно изобилуют упоминаниями о массовых столкновениях на волховском мосту. Нередко вечевые прения также перерастали в драки, когда, исчерпав другие аргументы, вечники пускали в ход кулаки. Тут же орудовали так называемые «шильники», которые в момент голосования тыкали шилом в мягкие места впередистоящего «электората», невольные вопли которого засчитывались в пользу нужного решения. 
Подобные картины создают впечатление разгула анархии, но именно таким способом городу удавалось снять накопившееся напряжение, и уже на следующий день вчерашние противники возвращались к мирному сосуществованию.

В средневековом Новгороде практиковались судебные поединки. Это был тоже судебный процесс, и хотя прения сторон происходили довольно своеобразно, но зато в строгом соответствии с процедурой, за которой следили специальные приставы. Право вызова принадлежало истцу, и ответчик не мог от него уклониться. Если по состоянию здоровья или по возрасту соперник не мог драться лично, разрешалось выставить наймита, то есть наемного бойца. Тогда и противная сторона могла воспользоваться этим правом. Есть упоминания о поединках между женщинами. Средневековые новгородки отличались сильным характером и умели постоять за себя, многие из них владели оружием. 

Поединок происходил при скоплении народа. Соперники выходили на бой в доспехах, вооруженные дубиной, мечом или топором. Для победы достаточно было сбить противника наземь, приставы не допускали смертельного исхода. Победитель получал не только удовлетворение своего иска, но и доспехи поверженного. По праздникам новгородская "золотая молодежь" устраивала рыцарские поединки, ритуал которых был во многом позаимствован в западно-европейских странах.  

Постепенно формировался настоящий культ удалого бойца, который отразился в былинах и фольклоре. Ярким примером может служить знаменитый новгородец Василий Буслаев, который однажды вызвал на кулачный бой весь Новгород. В былине о Садко описан знаменитый новгородский "кастинг". Для того чтобы попасть в его дружину, нужно было выпить ковш медовухи и выдержать удар оглоблей. Первоклассными бойцами были знаменитые новгородские ушкуйники, которые перед походом проходили специальные тренинги в лагере, находившемся на острове Липна. 

Бойцы создавали свои кулачные артели, в которых каждому отводилась своя роль. Особо злые и упорные звались расписными, мстители за погибших – резаками, самые языкатые, умевшие взбесить противника – задирами. К драке приучали сызмальства. Самых младших, от семи до двенадцати лет, называли костыгами. Костыги обычно начинали со своими сверстниками драку, которую потом подхватывают взрослые. С двенадцати лет костыга становился подшалимком. Ему доверяли носить за бойцами кистени и колья и прятать, в случае необходимости, ножи. Когда подшалимку исполнялось шестнадцать, атаман кулачной артели прилюдно накидывал ему на шею ременную уздечку в знак того, что тот становится полноправным членом артели. Опытные бойцы учили молодых драться «ульем», кучкуясь вокруг самого сильного. 

Кулачные забавы сохранились в Новгороде и после падения вечевой республики. У каждой улицы были свои признанные мастера, которые устраивали показательные поединки. Долго сохранялись кулачные традиции и в новгородских деревнях, особенно в Поозерье. В престольные праздники парни состязались меж собой сначала в плясках и забористых частушках, а затем сходились в рукопашной. Драки обыкновенно вспыхивали из-за девок, потому как уважающая себя девка не допускала близко парня, если он за нее не подерется. 

Драки были средством поддержания боевого духа, воспитывали умение постоять за себя и за свою землю. Эта древняя традиция переходила из поколения в поколение. Новгородцев охотно брали в самые боеспособные полки русской армии и флотские экипажи, командиры ценили их за отвагу и упорство в бою. Новгородцы участвовали во всех исторических сражениях русской армии, дрались с ливонскими рыцарями и со шведами, с турецкими янычарами и французскими гренадерами, с японскими самураями и отборными войсками СС. Заслуженным признанием их боевых заслуг перед Отечеством стало присвоение Великому Новгороду звание Города воинской славы. 
Иллюстрация к былине о Василии Буслаеве. Служанка Чернавушка разгоняет коромыслом новгородских мужиков.