«Мумия», или Стоит ли тратить время на порцию разочарования?

Ну, что там с «Мумией»? Да, ничего хорошего: фильм настолько серый, скучный и плоский, что зевать начинаешь уже через полчаса после начала. Когда умирает последняя надежда, что произойдет что-то интересное, оригинальное. Не произойдет. Все предсказуемо и банально. Как вкус попкорна. Нет, даже хуже: как вкус подгорелого попкорна. Абсолютно несъедобного. Разве что с голодухи. Но тогда и не такое в себя впихнешь. Необходимость. Инстинкт самосохранения. Что, понятное дело, никак не соотносится с тем, чтобы идти в кинотеатр, покупать билет и тратить почти два часа своего времени на просмотр откровенного мусора. Но не будем забегать вперед.

«Мумия» — это ремейк одноименного фильма 1999 года Стивена Соммерса, весьма неплохого комедийного ужастика с Бренданом Фрейзером и Рэйчел Вайс в главных ролях. Объективности ради напомню, что «Мумия» 1999 года является, в свою очередь, ремейком «Мумии» 32-го Карла Фройнда, но об этом фильме уже мало кто помнит. И еще меньше тех, кто его смотрел. Да и о версии 99-го воспоминания довольно смутные. Так что, в принципе, перезапуск был оправдан. Но — исключительно «в принципе». Поскольку то, что получилось на выходе, не годится даже для одноразового просмотра. И это касается всех, абсолютно всех сторон картины.

Начнем с сюжета, над которым сценаристы решили не мудрить. Да и зачем, скажите, напрягать серое вещество, когда основную канву можно спереть еще с «Мумии» Фройнда? Конечно, все новое — это хорошо забытое старое. Вот, видимо, творцы сценария и решили пойти по известному пути, упустив из виду то, что за время этот незамысловатый сюжет так затаскали, что он напрочь лишился какого бы то ни было интереса и привлекательности. Как анекдот, который ты слышишь в сотый раз. За день.

Мумия1

В целом, история такова. Любимая и единственная дочь фараона Аманет (София Бутелла) готовится к тому, чтобы занять трон. Ну что ты поделаешь, если девочка любит власть и хочет править Египтом? У каждого свои, так сказать, заскоки и пристрастия. И все бы хорошо, если бы любезный батюшка не решил жениться во второй раз. И, как следствие, Аманет обзавелась братиком. Понятно, что наследовать трон должен будет именно ее новорожденный родственник. Это не могло не опечалить нашу властолюбивую красавицу. И что ей прикажите делать в таком случае? Разумеется, заключить договор с Сетом, богом смерти и хаоса, суть которого сводится к следующему: она пропустит его божественность в наш мир, в награду за что и будет царствовать над оным вместе со своим повелителем.

И вот темной-темной ночью Аманет перерезает горло любезному батюшке, молодой мачехе и братишке. И приступает к черному ритуалу. Кинжал Сета — магический инструмент, с помощью которого возможно проникновение бога хаоса и смерти в наш мир, — уже занесен над смертным мужчиной, сосудом, так сказать, для божества, но вот незадача: ритуал прерывается. Вследствие того, что Аманет убивают верные сторонники ее батюшки-фараона. И бедную девочку — как опасную преступницу — упаковывают в саркофаг и опускают в яму с ртутью. Обрекая ее душу на вечные мучения. И, чтоб какой-нибудь тайный воздыхатель ее не освободил, захоронение производят подальше от Египта — на территории современного Ирака. Где, собственно, ее и находит наш герой — Ник Мортон (Том Круз), который к тому же и оказывается тем сосудом, в который должен будет войти Сет. Дальше — все понятно. Аманет будет охотиться за Мортоном, а он — всячески ей противодействовать. Но творцы «Мумии» не вытянули даже этой банальности.

Ник Мортон — персонаж, которого не смог спасти даже сам Том Круз, а ведь он вытягивал такие «худенькие» роли, такие трэшовые фильмы, что его имя превратилось в своеобразный талисман: как бы фильм не был плох, «Том Круз» обеспечит ему положительный выхлоп. Только не в этот раз. Потому что персонаж, отметим, хоть и напоминает тех бравых ребят, которых с успехом играл Круз, но очень отдаленно. Стоит к нему присмотреться чуточку повнимательнее, и мы поймем, что это никакой не герой, а просто мелкий авантюрист, ослепленный жаждой наживы. Говорят, бывший солдат? Отлично, только о его подвигах в фильме — ни слова. И вообще, сильную личность он не напоминает даже издали. Половину фильма Аманет руководит его сознанием. Точно Ник марионетка какая-нибудь. И видеть Круза в роли подкаблучника, пусть даже под влиянием древнеегипетской магии… лучше такого не видеть! Как и всего остального: такое чувство, что фильм задумывался как конкуренция «Мумии» Соммерса. Действительно, в конце 90-х он бы, что называется, «покатил», но на дворе-то — середина 2017-го! На этом можно было бы ставить жирную точку, если бы не один момент.

Мумия

«Мумия» является фильмом-пилотом новой киновселенной монстров Dark Universe студии Universal. До этого уже было несколько печальных попыток. Это: «Человек-волк» с Бенисио дель Торо и Энтони Хопкинсом, «Дракула: Легенда» и «Виктор Франкенштейн». И ни одна из этих картин не оправдала себя как начало. Ну и бог с ними: каждую из них вполне можно рассматривать как отдельную, ни к чему не обязывающую историю. Другое дело «Мумия», в которую совершенно необоснованно воткнули линию с тайной организацией по искоренению зла. И любопытно, что возглавляет эту организацию доктор Джекилл (Рассел Кроу), который по ходу фильма превращается в Хайда, правда, впечатление эта трансформация не производит: как-то уж больно тухленько это у него выходит.

Разумеется, в скором времени на экраны выйдут и следующие ленты вселенной Dark Universe. По слухам, там будут фигурировать Человек-невидимка, Человек-волк, Горбун из Нотр-Дамма, Ван Хельсинг и многие другие. Как творцы студии Universal объединят всю эту разношерстную ватагу в одну сюжетную линию — непонятно. Если не вышло соединить две линии — «Мумии» и доктора Джекилла — то насчет всех остальных возникают не просто сомнения, но предчувствие крупного провала. Оглушительного. Взрыва, которого Dark Universe не перенесет. Из прописных истин: чтобы соперничать с Marvel или DC, нужно придумать что-то более убедительное, чем перезапуск «Мумии» с инкорпорированием в нее доктора Джекилла.

Мумия2

И, думается, что именно то обстоятельство, что «Мумия» задумывалась как пилотная серия проекта, и погубило ремейк. Воображение сценаристов элементарно не выдержало нагрузки. Погнавшись за двумя зайцами, они не поймали ни одного. Пытаясь ввести дополнительных персонажей типа доктора Джекилла, создатели отнеслись спустя рукава к действующим лицам непосредственно этой истории. Все они, включая Ника Мортона, получились схематичными и лишь как бы намеченными. В которых жизни столько же, сколько в манекенах. Точно фильм — пилот сериала. Но сериал не приходишь смотреть в кинотеатр!

В общем, если вы не знаете, как убить время, то это определенно ваш фильм. Если же вы ценители качественного экшена, то единственное, что вы получите от просмотра «Мумии» — здоровенная порция разочарования. Отсюда вопрос: стоит ли тратить свое время и деньги на это?