Состоялось первое заседание рабочей группы по развитию велосипедной инфраструктурыВеликого Новгорода.
К сожалению вице-мэр Марина Белова, председатель рабочей группы, была в отпуске, но другой вице-мэр Павел Морозов, у которого, как он признался, в семье 9 велосипедов, провёл совещание и за полтора часа мы довольно много аспектов велотемы успели обсудить.

Я выступал первым. Обозначил своё видение работы нашей велокомиссии:
1. Важно как-то задокументировать наши общие намерения. В Питере подписали Манифест, где-то приняли концепции развития велодвижения.
Нам тоже нужен некий документ, в котором и чиновники, и депутаты, и велосипедисты, и застройщики с проектировщиками признавали бы важность развития велоинфраструктуры как части транспортной системы города, договорились бы о принципах её создания, основных приоритетах и этапах. Как этот документ назвать: манифест, концепция, стратегия - это уже детали.

2. Нам необходимо принять Программу действий по разным направлениям, которые касаются велотемы. Как пояснили чиновники, создать отдельную программу сложно, поскольку пока нет ясности с необходимым объёмом финансирования и мероприятия всё равно будут относиться к разным ведомствам. Предложили начать с Плана мероприятий, где пока не будет цифр, а будут обозначены первоочередные шаги и ответственные.

3. Необходимо закрепить за велокомиссией право согласовывать все проекты, которые связаны с развитием велоинфраструктуры: проектируется какая-то улица или микрорайон - мы оцениваем проект с точки зрения удобства для велосипедистов (и пешеходов). Особых возражений это предложение не вызвало.

Кроме этого я передал в мэрию ряд материалов, которые могли бы помочь чиновникам в написании программных документов и технических заданий при заказе проектов.
Какие-то материалы в разное время разными людьми уже направлялись в мэрию, но за последний год произошло довольно много кадровых перестановок как в комитетах администрации, так и в подведомственных учреждениях, связанных со строительством.

Далее выступила депутат Елена Михайлова.
Вот что я для себя выделил в её выступлении:
1. Важно связать наши велопланы с концепцией социально-экономического развития города. Было бы неплохо попросить все городские ведомства представить свои предложения: что каждый комитет или учреждение может и готовы сделать по велотеме.

2. Как посчитать велосипедистов? Об этом спросил и Павел Морозов - для мэрии важны количественные и качественные показатели, чтобы понимать что было и что стало после реализации программных мероприятий. Сошлись на том, что старые методы: подсчёт продаж, опросы, подсчёты на перекрёстках в течение какого-то времени в сравнении с пешеходами - не отражают объективно картину. Нужно искать новые способы.

3. Есть большая опасность подмены понятий, как это уже не раз случалось: транспортный веломаршрут подменяют туристическим, тем самым создавая видимость создания маршрута, но отвлекая от транспортной его функции и создания безопасного велопути.

4. Веломост по быкам. Подробнее об этом можно почитать в ЖЖ депутата.
Чиновников же смутила не столько сумма в 100 миллионов (это только металлоконструкции), сколько охранная санитарная зона Водоканала в том месте. Решили поинтересоваться мнением коммунальщиков сперва.

Перешли к обсуждению возможных пилотных веломаршрутов и других сопутствующих тем.

Вице-мэр посетовал, что, например, в Курске правила благоустройства закрепляют за предпринимателями, чьи офисы или магазины находятся на первых этажах, 20-метровую прилегающую территорию, которую те обязаны сами содержать в чистоте и порядке. У нас же прокуратура запретила такое правило. В этой зоне можно было бы обязать собственников ставить велопарковки.
Решено было проработать с комитетом архитектуры эту тему, а депутатам поработать с прокуратурой и вновь поднять вопрос благоустройства прилегающих территорий вдоль домов на улицах города.

Что касается первых веломаршрутов, то остановились на двух для начала:
1. Из Западного района - в центр города (по ул. Зелинского с переходом через железную дорогу и выходом на Новолучанскую (Комсомольскую).
2. Антоново - Мячино (и далее Юрьево): через парк 30-летия Октября, по набережной Александра Невского, через пешеходный мост (где можно выделить велополосу), вдоль Кремля, по Троицкой до Белой Башни и далее до поворота на Мячино. Важно построить и велодорожку по Юрьевскому шоссе, которую мы уже "3 года ждём", и по которой через неделю поедет губернатор со свитой (правда по перекрытой ГИБДД дороге). Якобы есть уже и проект велодорожки. Но строительству мешает не только отсутствие средств (что в принципе решаемо), но и незаконченное строительство микрорайона "Аркажи", где тяжёлая техника подрядчиков может разбить новую трассу.

Теперь надо более детально подходить к каждому маршруту и думать где строить велодорожку, где выделять велополосу, где ставить знаки, разметку, понижать бордюр и пр.

К слову, в Генплане веломаршруты обозначены, и якобы они не просто так разрабатывались специалистами, а на основе различных данных и факторов.
Проверить их актуальность и безопасность - это тоже одна из ближайших наших задач.

Игорь Шаповалов поднял тему исследований велоактивности, для того чтобы было ясно в каких местах города произвести мероприятия по изменению схемы движения.
В зависимости от того сколько по тому или иному тротуару перемещается пешеходов, могут быть разные решения и возможности для установки новых велопешеходных знаков.
В целом, чиновники скептически отнеслись к идее сторонних исследований - мы, мол, лучше любых иногородних специалистов знаем свой город.

В итоге решили ещё раз собраться в августе.