Что нам стоит дом построить? (продолжение)

Строительство в Великом Новгороде отчасти напоминает Вавилонскую башню: те, кто хочет возвести нечто новое, и те, кто дает на это разрешение, тратят много времени на то, чтобы прийти к заветному решению – выдаче долгожданного документа. Есть ли они, пресловутые административные барьеры, с какими проблемами сталкиваются новгородские застройщики, а также советы чиновников о том, как избежать распространённые ошибки, читайте далее.

Недавно «Ваши новости» рассказывали о том, что у темы, которая успела набить оскомину, - строительство ТРЦ «Мармелад» без разрешения, появилось продолжение. Тем же путём пошло ЗАО «Боровичи-Мебель», «Лента» и, возможно, «Метрика», которую сегодня проверяет прокуратура.

«Все уже «наелись» «Мармеладом». Однако эта ситуация не стала уроком. Публичных претензий к застройщику от администрации города не было. Создается впечатление, что сотрудники мэрии знают и поддерживают незаконные действия инвестора, либо не считают нужным вмешиваться в эту ситуацию, - уверен вице-спикер Думы Великого Новгорода Евгений Кузиков. - По моему мнению, в администрации есть уверенность, что инвестор знаком со всеми процедурами выполнения определенного вида работ. Все понимают, что сначала нужно сделать проект, получить разрешение и так далее. Но, по всей видимости, от понимания до дела есть большой интервал. Поэтому ситуация сейчас повторяется при строительстве «Ленты» на улице Псковской.

Депутат уверен, что в случае обнаружения нарушений при строительстве (при начале строительства) администрации необходимо направить официальные письма на первых лиц компаний-застройщиков с рекомендацией выполнять работу надлежащим образом согласно законодательству за подписью главы города или курирующего заместителя. Все солидные инвесторы должны понимать, что в нашем городе по-другому работать нельзя.

Согласуем за 10 дней!

Так откуда берётся желание обойти закон? Может именно от того, что выполнить – его слишком не просто?

«Перечень документов, которые требуются с застройщиков, регулируется градостроительным кодексом и вовсе не берётся с потолка», - заверили издание в городском комитете архитектуры.

- Ничего другого сверх него мы не требуем, - говорит начальник отдела подготовки и выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию комитета Светлана Лобанова. - И ведь нужно не так уж много: главный правоустанавливающий документ - на земельный участок; градостроительный план участка - из него человек поймёт, что в принципе там можно построить. А также проектная документация, причем нужно предоставить только основные моменты – архитектурные решения, генплан, расположение на участке, разделы по пожбезопасности…

Далее требуется экспертиза проекта, но, как уверяет специалист, не для всех объектов, а зависимости от того, насколько он крупный и конструктивно сложный. Так, экспертизе подлежат многоквартирные дома только свыше трёх этажей, если же это торговое здание или производственное, то при площади более 1500м².

- Заявку с перечисленным комплектом документов мы рассматриваем в течение десяти дней, причем не рабочих, а именно календарных. После мы готовим и выдаем через МФЦ разрешение на строительство, либо уведомление об отказе с указанием причин. Основанием для отказа может стать несоответствие градостроительному плану, начальным условиям застройки участка, или непредоставление требуемых документов. При этом застройщик может устранить все указанные нарушения и вновь обратиться за выдачей разрешения.

Как уверяет собеседница, жалоб на процедуру согласования от предпринимателей в комитет за последние несколько лет она не припоминает. Были обращения от крупных застройщиков по жилищному строительству, которые просили уменьшить количество согласований проекта. Им пошли навстречу.

- Мы всегда готовы дать консультацию и, если это необходимо, предварительно посмотреть документы, что-то посоветовать, - говорит Лобанова.

Разрешение на ввод в эксплуатацию тоже готовится 10 дней. Не получить его могут те, кто построил нечто, несоответствующее проекту, к примеру, изменив площадь или увеличив этажность.

- Прослеживается такая тенденция: часто не могут получить разрешительную документацию застройщики, которые приехали в наш город, с местными такого не бывает. Часто это крупные инвесторы, которые, возможно, по такому же пути идут и в своих регионах. Вот на днях я слушала репортаж, где представитель «Ленты» спрашивал: «А что здесь такого, что вы так обеспокоены, подумаешь, начали строить без разрешения». У них есть градостроительный план, технические условия они собирали, но за выдачей самого разрешения они вообще не обращались.

Причём, очевидно, инвесторов такого масштаба не пугают и штрафы. Для юр.лиц предусмотрено наказание от 500 тыс. до 1 млн. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (для сравнения граждане за реконструкцию и строительство без разрешения могут заплатить: от 2 до 5 тыс. рублей, должностные лица - от 20 до 50 тыс. рублей, предприниматели без образования юр.лица – от 20 или 50 тысяч или то же приостановление).

«Русь» и 80-метровый пандус

Как показывает новгородская практика, стоит она весьма далеко от теории чиновников. Для наглядности приведём несколько историй с «10-ти дневными согласованиями» от новгородского бизнеса.

- Раньше у «Руси» был пандус. Страшный, некрасивый, но самое плохое, что вода с него протекала вниз, в гараж. Тогда решено было нарастить на этом месте второй этаж, проект сделали довольно быстро, но встал вопрос по получению разрешения, - рассказывает главный инженер «Новгородского торгового дома «Русь» Валентин Зайцев. - В сентябре 2012 года мы подали заявку, ее рассматривали два месяца. А после мы получили отказ: «У вас объект значимый». Хотя строить мы собирались всего 200м², причём на существующем фундаменте, главный архитектор Евгений Жилин потребовал провести экспертизу. Мы на это пошли, заплатили 360 тыс. рублей и прождали ещё три месяца. После мы получили очередной отказ, уже из-за формулировки, и пока меняли «устройство» на «строительство» снова потеряли время.

Потом были претензии к наличию обновлённого градостроительного плана. А после нам и вовсе сказали, что прошло много времени и нужно подавать новую заявку. В итоге только в июне 2013 года мы получили разрешение! Самое неприятное во всей этой ситуации, что чиновники не стараются помочь, будто не заинтересованы в новых доходах в казну.

Также очень долго мы бились против пандуса для инвалидов. Объясню: для нашего крыльца высотой 4,2 метра нужен пандус (на 1 метр высоты - 20 метров пути) длиной 80 метров. Чиновники, ссылаясь на прокуратуру, требовали проложить такую «дорожку». Мы же пошли другим путем – с нулевого этажа пустили лифт, которым может воспользоваться человек с ограниченными возможностями. При этом в прокуратуре нам объяснили, что пандусы они требуют только в социальных объектах, а мы – молодцы, раз придумали такое хорошее решение.

Закон един для всех, но такая ситуация с согласованиями, считаю, только в Новгороде. У нас нет власти, которая бы жёстко контролировала. Например, выступила бы третейским судьей в споре застройщика и ресурсоснабжающей организации. Нам лишь говорят: договаривайтесь сами, но ведь у каждой стороны свои интересы. А почему в городе такое отношение к застройщикам? Это безразличие. У нас мэр не заинтересован в строительстве. Глава города, по моему убеждению, должен быть строителем, это залог развития города!

Предприниматель в сфере строительства Филипп Виноградов:

- В последние три-четыре года получить разрешение стало особенно сложно. В какой-то степени это связано с ужесточением законодательства, с тем, что уже меньше вопросов решается «подковёрно», а больше – с соблюдением требований. Сейчас требуется соблюдение мельчайших нюансов, на которые раньше чиновники могли закрыть глаза. Нельзя не отметить усиление монополистов – ресурсоснабжающих организаций, которые поставили всё на коммерческие рельсы.

Пакет документов, необходимый для получения разрешения на строительство, занимает чемодан. И когда он готов, конечно, тебе всё выдадут за положенные 10 дней. Но до этого документы нужно согласовать с таким количеством структур… Мы получаем исходные данные, потом начинаем проектировать и согласовывать документы с ресурсоснабжающими организациями, «Городским хозяйством», ГИБДД, «Ремстройдором» и т.д. Поэтому реальные сроки оказываются на порядок больше.

С момента получения земельного участка до ввода в эксплуатацию здания проходит около двух лет, из которых строительство занимает только полгода. Лично у меня на получение разрешения уходит до года: при этом глобальные объекты мы не строим, я говорю про небольшие многоквартирные дома, небольшие торговые центры и склады.

Всё остальное – бумажная волокита: собирание справок, доказывания, что «ты – не верблюд». Ну, конечно, много недоработок в законодательстве, но это уже вопросы к юристам. При этом нельзя исключать региональные особенности. Чтобы что-то у нас построить, придётся самому хорошо побегать и во всём разобраться. Конечно, соблюдение норм закона до последней запятой – позиция правильная, но хотелось бы, чтобы в городе были консультационные центры, больше реального общения со специалистами мэрии, которое сейчас происходит на бумаге: ты сдаешь документы, и они возвращаются с замечаниями, на это уходят недели и месяцы. С администрацией должно быть больше обратной связи, коль уж мы все ужесточаем и приводим к общим регламентам.

Региону ещё аукнется

Как показывает новгородская практика, тяжело не только малому бизнесу…

- В последнее время документы на строительство получить очень сложно даже крупным организациям. И, конечно, за 10 дней реально получить только отказ, но не разрешение. Несмотря на это, в большинстве своём новгородцы не позволяют себе строительство без разрешения. Больше всего возмущает то, что такое позволяют себе именно приезжие, - считает генеральный директор ОАО «Институт Новгородгражданпроект» Владислав Букетов. - При этом те, кому положено остановить таких строителей, не делают этого. Согласитесь, сложно представить, что люди из компаний, которые у всех на слуху, действуют без негласного санкционирования контролирующих органов. И это большая проблема: такая печальная тенденция отпугнет инвесторов от региона, а область приобретёт дурную славу.

Причину бед застройщиков видит в мэрии и другой новгородский предприниматель Роман Золин:

- Я считаю, что в том, что участники неприятной истории с торговым центром «Мармелад» несколько месяцев не могли поставить запятую в решении «снести нельзя построить» виновата, прежде всего, мэрия города. Всё-таки за то, что и кто строит в городе, отвечают именно муниципальные чиновники. Конечно, виноват и застройщик, но скорее в том, что доверился местным властям и начал строительство в надежде, что те всё уладят.

И как мы видим, такими «доверчивыми» оказались не только инвесторы из Вологды. Проблема строительства без разрешений явно имеет системный характер, и началась она точно не с ТЦ «Мармелад», а судя по схожей ситуации со строительством ещё одной «Ленты», такие взаимоотношения с инвесторами поставлены в мэрии на поток. И ответственность городских властей за это очевидна. Сложно представить, что бизнес, готовый вложить в регион несколько сотен миллионов рублей, начнёт строительство на свой страх и риск без каких-либо гарантий со стороны местной администрации. Вопрос только в том, всё это можно отнести на непрофессионализм ответственных чиновников или мы имеем дело с коррупционной схемой.

Однако это дело правоохранительных органов. Горожан же в любом случае интересует эффективность власти, её способность привлекать инвесторов, умение ответственных лиц исполнять свои обещания по поддержке бизнеса, вкладывающего деньги в инфраструктуру города. Для городской экономики каждый крупный инвестор сегодня буквально на вес золота и любой неудачный или несостоявшийся проект грозит всему региону мультипликативным эффектом негативных рекомендаций для других инвесторов. Инвестиции любят тишину и истории успеха, а не скандалы и непонятные ситуации с выдачей разрешений под строительство коммерческих объектов. Но очевидно, что вопрос эффективности мэрию интересует в меньшей степени. И люди видят это не только на примере работы с инвесторами, но и в других сферах. На мой взгляд, новгородцы начинают понимать, что прошлой осенью ошиблись с выбором главы города.

Выход - единое окно?

Некоторые новгородцы уверены, что решить проблему многочисленных согласований мог бы принцип одного окна для инвестора, который уже действует в ряде регионов России. Там инвестор заключает договор с правительством региона, далее к нему прикрепляют конкретного сотрудника, который сам общается со всеми необходимыми властными структурами.

- Сегодня в области действует инвестиционный совет, на который уже сейчас можно вынести обсуждение проекта, решить определённые проблемы. Регламент работы «единого окна» появится в области уже через пару месяцев, сейчас главная задача увязать работу разных уровней власти – государственной и муниципальной. В данный момент отшлифовываются юридические тонкости. Именно для этого создано Агентство развития Новгородской области. При этом замечу, что уже сейчас мы работаем с инвесторами индивидуально, и за каждым крупным проектом в комитете закреплён свой специалист. - пояснил руководитель департамента экономического развития и торговли Новгородской области Евгений Богданов.

Что ж, поживём – увидим, в какой форме заработает единое окно в Новгородской области. А пока мы имеем то, что имеем: недовольных застройщиков, нарушения законодательства, переходящие в тенденцию, и, не сегодня завтра, особое внимание надзорных органов с как минимум одной-двумя показательными порками…

Фото Татьяны Яковенко.