Туристическая Мекка, или почему нам должно быть стыдно

Скажите, вам бывало стыдно за других? Нет, не за родственников, друзей или коллег. Я говорю про чужих и незнакомых людей… Потому что мне недавно было жутко стыдно за земляков!

Накануне больших праздников «Ваши новости» прокатились по одному из главных туристических маршрутов Великого Новгорода – улица Орловская-Юрьево-Витославлицы и обратно.

Признаюсь честно, не сильно была удивлена увиденным. Может, мы уже привыкли к ямам в асфальте, пням от спиленных деревьев и многочисленному мусору – вдоль дорог, на кладбище, на берегу Ильменя под стенами любимого всеми Юрьева монастыря… Но когда все это видят туристы и фотографируют… становится мучительно стыдно и хочется мимикрировать под местный пейзаж или начать говорить хоть на итальянском, только бы показать свою непричастность к происходящему.

Три года на исходе

Но сказать, разумеется, хотелось не столько и не только об этом! Стыдно и за другое…за то, что нередко слова власть имеющих и дела их расходятся. Вот еще в 2008 году прозвучали такие обещания: «Развивать велоинфраструктуру следует прежде всего в целях реализации туристического потенциала Новгородской области через сети придорожных кафе с велостоянками, велопрокатом, велосервисом по ремонту велосипедов, системой информирования о веломаршрутах и веломероприятиях». А воз и ныне там… Периодически в комментариях наших читателей всплывают напоминания об обещании городской власти построить велодорожку во всё то же Юрьево, данном в незапамятном 2010 году. Прошло 3 года, а она так и не появилась. «Ваши новости» решили выяснить, почему её до сих пор нет, и главное, будет ли она вообще – из первых уст человека, отвечающего сегодня за строительство и дороги в городе.

Надо отдать должное: председатель комитета по строительству администрации Великого Новгорода Александр Шадрин - человек на своей должности относительно новый, и упомянутые обещания прозвучали, когда комитет возглавлял другой человек. При этом он согласился на встречу в тот же день, даже зная о том, какие вопросы ему зададут (скажу вам, к сожалению, пока далеко не все чиновники так охотно идут на контакт с прессой).

Первым делом Александр Шадрин достал несколько томов проекта под названием «Капитальный ремонт автомобильной дороги Юрьевское шоссе в Великом Новгороде», который разработали проектировщики из Ростова-на-Дону по заказу нашей мэрии в 2012 году. Согласно нему, планируется, что на месте двухполосной дороги от улицы Орловской до границы города появится магистральная улица «районного значения, транспортно-пешеходная, с 4 полосами движения».

Но, как известно, от проекта до реализации далеко не всегда один шаг.

- Есть определенные нюансы: так как сейчас всю магистраль мы пока строить не собираемся, а цель ставилась по проекту – расширить существующую дорогу до 4 полос движения, то у нас возникло противоречие и необходимость принять решение: либо согласиться на временный вариант – расширение проезжей части с устройством асфальтированной обочины, либо подождать и реализовать проект полностью. Если в рамках этого проекта выполнять велодорожку, как она запроектирована, то пустить её мы должны были бы по заболоченной местности в удалении от существующей проезжей части. Поэтому в прошлом году, когда мы прорабатывали этот проект, приняли решение – к существующей проезжей части добавить 1,5-2 метра асфальтированной обочины, чтобы у пешеходов и велосипедистов была возможность передвигаться, и разметкой бы это всё отделялось. А в дальнейшем будет воплощен в жизнь сам проект, и мы сделаем, как положено, по проекту – с обеих сторон пройдут велодорожка и тротуар, - говорит Александр Шадрин.

Но возникает логичный вопрос: когда же всё-таки мы сможем по ней прокатиться и за чей счёт будет праздник? Специалист отвечает: «Я с оптимизмом смотрю на перспективу того, что дорожные фонды будут муниципальными. То есть муниципалитету самому будет проще принимать решение о направлении средств либо на строительство, либо на реконструкцию, капитальный или просто ремонт. Сейчас у нас вот какая ситуация: средства дорожного фонда, которые нам дают от области, имеют целевое направление – то есть они идут на ремонт и капитальный ремонт. А если вопросы строительства поднимаются, то на него издаются отдельные постановления. И это - очень трудоемкая работа, под строительство необходимо подводить обоснование. Например, у улицы Космонавтов следующее обоснование: это - подъездная дорога к объектам спортивной инфраструктуры. Вы понимаете, когда общий пирог дорожного фонда начинает делиться на всю область, не только город, но и районы хотят больше получить, чтоб больше сделать. Естественно, возникают конфликтные ситуации. Есть определенные расчеты по дорожному фонду, по нормативам численности, по нормативам транспорта – этими расчетами город бы не получил таких средств, как дает область. В этом году нам дали 515 миллионов, не считая средств, которые с прошлого года по мосту остались. Чтоб эту сумму город получил, пришлось постановлением подвести обоснование для улицы Космонавтов.

А когда дорожный фонд будет муниципальным, во-первых, у нас будет общая плановая копилка, куда будут собираться деньги, мы будем знать сколько их. Второй момент особенно касается объектов строительства и капитального ремонта, которые сами по себе капиталоемкие. Мы можем устраивать аукционы на реконструкцию тех же улиц с рассрочкой платежа, скажем на три-четыре года, так как будем знать, что плановые средства муниципального дорожного фонда у нас будут. Сейчас муниципалитет этого сделать не может, так как только на один год подписывается соглашение с областью, и на один год выделяются средства».

Надо понимать, что в этом году от «общего пирога» на ремонт, капремонт городских улиц было «отрезано» 122 миллиона рублей. Кому-то эта цифра может показаться достаточно большой, но если ее распределить на город – это мизер.

Приоритеты: автомобилисты VS  велосипедисты

- Когда мы начинаем верстать наши планы, то такая острота получается при распределении объектов… Мы хотим многие улицы отремонтировать, все они на слуху. Мы такими же горожанами являемся и точно так же по нашим дорогам ездим, и в душе возмущаемся, что многого сделать не представляется возможность, - сетует собеседник. - В этом году хотели сделать Московскую улицу, Рабочую – но невозможно, только на последнюю нужно более 50 миллионов рублей (на участок от Сырковского шоссе до Бетонной улицы). Вы представляете, что будет, если из 122 убрать сразу 50? Что останется? А ведь пожеланий очень много от населения, и есть районы, которые требуют немедленного вмешательства. Например, улица Связи, где сейчас ведется застройка. Чтобы там отремонтировать дорогу, нужно сделать ливневую канализацию, там все беды из-за ее отсутствия. Положить асфальт без водоотвода – это безграмотно, он разрушится в ближайшие год-два. Необходимо сейчас заниматься Западным районом: улицами Менделеева и Химиков, Технического проезда – там постоянно затапливаются тротуары из-за негодного состояния существующей ливневки.

ВН: Но вернемся к нашему вопросу о велодорожках. Еще в 2010 году мэр обещал людям, что велодорожка до Юрьева появится...

- Правильно, именно после обещаний и родился этот проект. А в нем была поставлена задача не просто существующую схему дорожного движения обсудить… Мы ведь должны на перспективу смотреть. В ближайшие несколько лет пойдет активная застройка микрорайона рядом с Псковской слободой, Белым городом в конце улицы Псковской (147 квартал). И через 3-4 года здесь вырастут девятиэтажки. Многие участки в округе уже сейчас выставляются на продажу и, естественно, у застройщиков очень остро встают вопросы подъездных путей. Сейчас немного неправильная схема получается, когда на продажу выставляются участки для застройщиков, их реализуют вместе с магистральной улицей, то есть на застройщика вешаются обязательства по строительству дороги, это потом сказывается на цене квадратного метра. Это неправильно. Мы, муниципалитет, должны обеспечить для застройщиков приемлемые условия, чтобы они могли туда активно заходить, да и от этого будет зависеть стоимость участка. Соответственно и для жителей мы должны обеспечить комфортные условия - Псковская уже сейчас становится проблематичной для выезда в часы пик. Сейчас проектируется магистраль с Псковской улицы с выходом на Юрьевское шоссе.

- Цена вопроса?

- Пока готовится проект, нельзя говорить точно, иначе цифры будут голословными. Могу лишь на вскидку сказать, что 100 миллионов она точно будет стоить. В ближайшие дни будет объявлен аукцион на проектирование. И уже в следующем году мы сможем планировать начало какого-то строительства. Здесь ожидается появления двухполосной магистрали.

- Вы простите, я, как автомобилист, понимаю важность всех планов по связыванию различных районов города, но и как велосипедист (по выходным и праздникам) все же повторюсь, если ждем появление муниципального фонда, сколько нужно на Юрьевский участок велодорожки и когда ее ждать?

- Все пойдет только из него. Ожидается, что со следующего года он начнет формироваться. Цена вопроса по этому проекту – 250 миллионов рублей. И тут важно понимать, что у нас есть несколько проектов, которые жизненно важны для города. Сейчас у нас активно идет работа, и к концу мая будет получена экспертиза по магистрали, соединяющей «кольцо» Нехинская -проспект Мира с выходом на улицу Псковскую (8 Марта), про которую тоже уже не мало сказано. Это альтернатива выезда для автомобилистов из Западного района, там тоже серьезная ведь проблема. Наконец мы победили РЖД, и они нам согласовали дорогу в одном уровне (без виадука), переезд как на Нехинской. По проекту из-за большой интенсивности движения в районе Псковской будет развязка, там не может быть просто Т-образный перекресток (Псковская 4-полосная и будущая магистраль тоже). Проектировщики проработали развязку с учетом существующей схемы движения и перспективы дальнейшего строительства в районе улицы 8-Марта с выходом на Юрьевское шоссе. Наша задача замкнуть Западный район, Проспект Мира, Псковскую, Юрьево.

Что для города будет более важно? Я думаю, что начинать строительство этой магистрали нужно, это более важно, для Западного района особенно. Но в перспективе, не за горами и Юрьевское шоссе. Я даже больше скажу – предполагается, что на следующий год мы точно займемся велодорожкой по тому варианту, который я объяснил. Вернемся к нему – заасфальтируем обочину, чтобы велосипедисты смогли по ней двигаться. Непосредственно проезжая часть будет отремонтирована с расширением в сторону Юрьевского монастыря.

Средств на самом деле недостаточно, чтобы заняться серьезными объектами. Создаются определенные приоритеты, куда направить средства. Я понимаю, что вся проблема сейчас в велосипедистах. Ямочным ремонтом Юрьевское шоссе в этом году подремонтируют, а велосипедистам пока придется довольствоваться тем, что есть. Но никто про них не забывает!

Схема развития улично-дорожной сети Великого Новгорода (основные направления)

Будущее Новгорода

А это наше настоящее: его можно победить разве что собственным усилием воли (берег Волхова, рядом с Витославлицами)

Мусор выкидывается даже рядом с могилами (на фото Петровское кладбище)

Вид на одну из главных достопримечательностей Великого Новгород раскрыли, но пока не до конца

Не самое лучшее, что могут запомнить о нас гости города...

Туристы: от того, что они увидят сейчас, зависит приедут ли они вновь

Фото автора и Дмитрия Красицкого