Очаровательная реклама или бойня за нравственность

Бойня за нравственность, пожалуй, так бы я назвала ситуацию, сложившуюся вокруг рекламы нижнего белья, которая началась в Великом Новгороде. И вроде идея новгородца, что наших детей необходимо ограничить от пагубно влияющих и развращающих факторов, хороша, однако, с того ли начинается эта борьба?

Этика, мораль – то, что руками не потрогаешь, и, с одной стороны, это вещи общепринятые, а с другой – планка у каждого своя.

Чтобы узнать мнение новгородцев о том, этично и корректно ли было размещать рекламу нижнего женского белья «Очарование» у торгового центра «Русь», «Ваши новости» по просьбе УФАС по Новгородской области запустили сразу два опроса: «Считаете ли Вы, что в данной наружной рекламе использованы непристойные и/или оскорбительные образы?», «Считаете ли Вы, что данная наружная реклама содержит информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей?». В обоих опросах мнения разделились примерно одинаково: подавляющее большинство голосовавших не увидели ничего предосудительного в рекламе, и около трети опрошенных (24% и 34% соответственно) посчитали рекламу не этичной.

Но мы решили на результатах опроса не останавливаться и выяснить мнение новгородских специалистов в области рекламы, СМИ, а также психологии.

Психолог, руководитель психологического направления работы центра «Алтей» Наталья Алейникова:

- Лично я не увидела в рекламе ничего неприличного и провокационного. Сама девушка стоит в приличной позе, и белье на ней не несет эротической нагрузки. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что сам рекламный щит расположен у торгового центра (по назначению) и рядом с ним, в непосредственной близости, нет детских учреждений. Здесь важна интерпретация, так ведь можно к любой рекламе вообще придраться.

Здесь проблема в другом: сегодня в городе прослеживается нетерпимость к разного рода вещам. Приведу яркий пример. Вокруг футбольного поля для детей (улица Менделеева), для обустройства которого были привлечены спонсоры, сложилась некрасивая ситуация: сначала жители близлежащих домов просили убрать поле и организовать на его месте автомобильную стоянку, а затем пошло целенаправленное уничтожение площадки. Шкурный интерес оказался выше того, что их же собственные дети и внуки могут заниматься спортом, играть, не уходя далеко от дома… Я думаю, что начинать борьбу за нравственность детей необходимо с самих себя.

Психолог, руководитель новгородского Фонда помощи несовершеннолетним детям и пенсионерам «Звездный порт» Татьяна Чернева:

- Реклама - неотъемлемая часть нашей жизни. Она есть и никуда от нас не денется. Что касается рекламы белья «Очарование» и влияние ее на ребенка: дети легко учатся как хорошему, так и плохому. Воспитать верные ценности малышам сложно без помощи родителя. То, что ребятишки видят на рекламных щитах, воспринимают как жизнь, а не вымысел, а моделей - как объекты для подражания. В данном конкретном случае, я бы объясняла, что нижнее белье действительно украшает женщину, но не стоит в одном нижнем белье выходить на улицу, встречать друзей и т. д. На пляже, например, такой наряд допустим.

Мы не можем уберечь детей от негатива, но мы можем выработать в наших детях негативное отношение к различным негативным явлениям. В этом и состоит задача родителей. Силы лучше направлять в этом направлении, а не на борьбу с рекламой.

Ведь можно, например, не жалобы писать, а организовать для молодежи лекцию, беседу, кружок о нравственном воспитании и роли женщины, например.

Алексей Тихов, компания «Арсенал»:

- Отрадно видеть, что новгородцы и читатели ВН в частности, оказались благоразумными и прогрессивными людьми. У меня нет никаких сомнений насчет положительной судебной перспективы, если делу все-таки дадут ход. Кто бывает в Европе, а мы часто восхищаемся красотой европейских городов, может обратить внимание - реклама нижнего белья не редко присутствует на их улицах.

И потом: у нас в компании работают воспитанные и грамотные менеджеры и дизайнеры, не доверять которым в вопросах этики у меня нет оснований. А жалобщика скорее всего в детстве обделили посещением Летнего сада и музеев Северной столицы.

Председатель клуба маркетологов при НТПП Виктория Спиридонова:

- В последнее время появилось много «городских сумасшедших». Если это - оскорбление, то только людей, которым, по-моему, просто делать больше нечего, как подавать жалобы в ФАС. Меня, если честно, такие люди раздражают. Некоторые из них просто пытаются этим «пиариться». В один из последних разов человек, который подал заявление, после того как одно СМИ написало о его заявлении, но не указало его имени, ругался, что его имя не указали. А это - верный признак того, что человека волнует не сама «правда», а то что указали его или нет.

Что касается рекламы нижнего белья, то я ничего непристойного в этой рекламе не вижу. Лично я вообще не пуританка, и мне не понятно, как женское тело может кого-то оскорбить. Да и, если следовать логике заявителя, то нужно запретить пляжи и бассейны, ведь там женское тело обнажено ровно настолько же, насколько и в рекламе.

Генеральный директор Новгородского областного Телевидения Дмитрий Вертков:

- Реклама стоит денег, и потому рекламодатель ждет, что его рекламу увидят, поймут и она вернется ему покупателями и прибылью. А для того, чтобы это произошло, нужно крикнуть и постараться сделать это громче, чем конкуренты. Поскольку в Новгороде не такая жесткая конкуренция, как в Москве или Санкт-Петербурге, у нас очень мало провокационной рекламы, а она должна немного провоцировать. И планка провокационности рекламы в столице выше, чем в провинции, поскольку местные рекламодатели более консервативны.

Если же говорить о том, как сделана обсуждаемая реклама, то здесь идет непосредственное рекламирование того, что продается, и в прямой демонстрации товара потенциальным клиентам нет ничего противозаконного и аморального.

Что же касается того, что новгородец возмутился и назвал рекламу развращающей малолетних, то здесь, на мой взгляд, есть элемент ханжества.

Малолетних развращает совсем другое: когда кто-то может позволить себе справить нужду, гуляя по городу, или ругаться матом, курить или выпивать в общественном месте. Вот такие негативные явления повседневной культуры человека действительно развращают подрастающее поколение.

А если идти дальше и следовать логике жалобщика, то следующая претензия уже должна быть на то, как расположены отделы в магазинах: почему, скажем недалеко от отделов детской одежды или игрушек расположены отделы нижнего белья.

Давайте начнем писать жалобы и на это. Это уже ханжество. И в этом, на мой взгляд, есть опасность: вместо того, чтобы бороться с реальными негативными проявлениями в обществе, развращающими молодежь (когда подросткам продают пиво или сигареты в ларьках, или они распивают спиртные напитки во дворах, а проходящие мимо взрослые люди не делают им замечания) мы занимаемся критикой рекламы, называем ее развращающей, и это уже является подменой понятий. Это более опасно.

Главный редактор газеты «КП - Великий Новгород» Александр Фролов:

- В конкретной рекламе я, если честно, ничего порочного не рассмотрел. Да и вообще считаю, что полуобнажённое женское тело - это красиво и эстетично и не должно вызывать какого-либо отторжения у обывателей, тем более мужского пола. Если они, конечно, не извращенцы какие-нибудь или гомосексуалисты.

Другая сторона. «Дети смотрят!». Если честно, то я, как отец 7-летнего пацана тоже ничего такого отторгающего для своего ребёнка не вижу - ну тётя, ну не одетая, ну на остановке её изображение... Она же не живая там голая по улице бегает, так-то?

Третья сторона. Сторона рекламодателя. Вот тут нужно задуматься, ведь не все родители и обыватели в Новгороде относятся к этому плакату так, как я. И кому-то может действительно показаться, что подобные изображения портят облик города и развращают, и этот человек - потенциальный покупатель, который за бельём в «Очарование» уж точно не пойдёт.

Нужна ли такая вызывающая реклама? Думаю, что да. Потому, что по поводу одного-единственного плаката такая волна недовольства поднялась в прессе, в том числе и в потоке раздражённых возгласов постоянно упоминается название магазина. А для успешной рекламы не важно, какие отклики - положительные или отрицательные, важно то, что название на слуху и потенциальный покупатель уже на уровне подсознания пойдёт в конкретный магазин. Старые, избитые истины, старая система, но, как мы видим, она работает. Чем скандальнее реклама - тем больше отдача от неё.

В Европе такой рекламой никого не удивишь... Чета Бекхэмов в рекламе нижнего белья Armani А вот бренд H&M Bodywear решил не останавливаться на снимках и решил буквально увековечить образ футболиста в бронзе; так, на улицах Лондона, Сан-Франциско, Лос Анджелеса и Нью-Йорка появились 3-метровые статуи, ставшие настоящим аттракционом для туристов и местных жителей.

В Японии борцы за нравственность требуют от властей надеть штаны на статую Давида (копию скульптуры Микеланджело)

В музее Леопольда в Вене на выставке, посвященной обнаженному мужскому телу, посетителям предлагают раздеться, прежде чем посетить новую экспозицию.

Фото с сайтов: https://ladynews.com.ua, https://mikhail.krivyy.com, https://www.golosscience.com, webweek.ru

, www.fashiontime24.ru, https://gdou25-science.narod.ru , ykristianna.livejournal.com